Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Зиккурат Чога-Замбиль (Дур-Унташ)

JW_SIGP_LABELS_08 127721118-ziggurat-2-.gif

Зиккурат Чога-Замбиль (Дур-Унташ)


Зиккурат Чога-Замбиль (Дур-Унташ)
 
Дур-Унташ - древний город и храмовый комплекс, сохранившийся от государства Элам, находится в провинции Хузестан современного Ирана.
 
Огромный зиккурат Чога-Замбиль является одним из наиболее крупных и хорошо сохранившихся до наших дней. Археологи и сегодня спорят о том, считать ли то, что строил эламский царь Унташ-Напириш храмом в городе Дур-Унташ или городом при храме. Царь хотел построить великий город. Но по некоторым признакам археологи догадались, что здесь никогда не было многочисленного населения. Вероятно, это объясняется тем, что при жизни царя в городе непрерывно шло строительство, а после смерти правителя город уже никому не был нужен.
 
Весь комплекс содержит главный храм-зиккурат, одиннадцать незначительных храмов, посвящённых различным божествам Еламиты, а также: королевский дворец, различные гробницы и трёхъярусную стену. 
 
Так или иначе, но воздвигнутый по повелению царя Унташ-Напириш зиккурат — храм верховного бога Иншушинака — это сооружение, подавляющее своей величественностью. В нем все поражает — от размеров до очертаний. Бог Иншушинак — верховный правитель царства мертвых, а вся жизнь человека, согласно древней вере, считалась всего лишь подготовкой к путешествию в загробный мир. Поэтому и храм должен был соответствовать представлению эламцев о вратах в мир иной.
 
Центральный Зиккурат комплекса имеет размеры основания 105 х 105 метров. Первая стенка имеет семь ворот, отражает религиозные идеологии того времени. Между внутренней и средней стенами несколько храмов. Предположительно изначальное назначение комплекса имело религиозное значение главного храма города, сооружённого в целях объединения имеющихся на тот момент здесь религиозных течений. В целом, это было колоссальное строение в пять ярусов в виде выступающих террас, пятый ярус — храм-кукуннум. В своем нынешнем состоянии оно вдвое ниже, но можно представить, что при жизни Унташ-Напириша сооружение просто подавляло каждого, кто оказывался рядом с ним, своими размерами и мощью.
 
Зиккурат был построен во 2-м тысячелетии до н.э. Использоваться до 7-го века до н.э., когда он был повреждён ассирийцами в ходе военных действий. Затем, с течением времени, зиккурат подвергся частичному разрушению ещё и от воздействия ветров,воды и песчаных бурь. И тем не менее очень хорошо сохранился. Хорошо прослеживается его форма, в разных частях можно прочитать древние надписи, водные каналы из кирпича по-прежнему в полной сохранности, а также всё ещё встречаются ряд резных визуальных элементов отделки. Безусловно, объект являет собой величие и значимость той эпохи!
 
За второй «храмовой стеной» находились царские дворцы и городские постройки. Обнаружены руины двух дворцов: один предназначался для самого царя, второй, по всей видимости, был гаремом. Своими размерами они могли соперничать с зиккуратом. Под дворцами находились каменные лестницы, что вели в подвалы на глубине 6 м. Археологи предполагают, что они предназначались для царских гробниц.

Дворцы и город окружала длинная внешняя стена. Царь задумал ее как своеобразный «стенд» для рассказа о собственных достижениях, наставлений потомкам и угроз всевозможным врагам. Найдено много кирпичей, на которые нанесены соответствующие надписи, по-восточному витиеватые: «Кто похитит надписанные кирпичи и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушинака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!»

Стремление месопотамских царей строить города в пустынной глуши, подальше от любого врага, создавало большие сложности со снабжением жителей свежей водой. Унташ-Напириш, который только что разграбил Вавилонию и угнал ее жителей в рабство, располагал средствами и достаточным количеством рабочих рук, чтобы прорыть 50-километровый канал от реки Керхе к городу. Его вода использовалась и для питья, и для орошения полей, и для скота.

Это было сложное гидротехническое сооружение, так как Дур-Унташ располагается на несколько метров выше уровня воды в канале. Жители получали воду через систему сообщающихся резервуаров. Гордый своим творением царь оставил еще одну надпись: «Я, Унташ-Напириш, во имя моей жизни и моего благополучия воспользовался правом царской власти и по велению сердца моего соорудил на многие дни и долгие годы канал „Слава моего имени"».

Город был найден совершенно случайно, когда британская компания вела разведку нефти в этих местах в 1935 г., и при аэрофотосъемке специалисты увидели концентрические круги (стены) и очертания городских построек с громадным сооружением в центре.
 
В 1979 г. Дур-Унташ стал первым объектом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране.
 
 
 
 
 
From:
Другие материалы в этой категории: Бехистунская надпись (Behistun Inscription) »