Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
- Археологический памятник Бийке Археологический памятник Бийке
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/4013-arkheologicheskij-pamyatnik-bijke#sigProId625accf541
Археологический памятник Бийке
Археологический памятник Бийке — это комплекс разновременных археологических памятников от энеолита до средневековья, расположенных на правом берегу р. Катуни между ее притоками Бике (Бийка) и Чобурак, в 8 км выше села Еланда в Чемальском районе Республики Алтай. Здесь находятся памятники носителей афанасьевской культуры, а также периода раннего железа, гунно-сарматского времени и средневековья.
Из предметов инвентаря найдены железные и бронзовые ножи, керамика, предметы вооружения (железный кинжал, бронзовые чеканы, бронзовые поясные крючки, большое количество роговых наконечников стрел), украшения (гривны, бронзовые серьги-кольца, железные шпильки, золотые бляшки, бронзовые зеркала, раковины каури и др.), предметы конского снаряжения (удила, стремена, подпружные пряжки), орудия труда (керамическое пряслице, зернотерки-пестики).
Совсем неподалёку, не более чем в полукилометре от устья Бийке, расположена скала Бийка и пещера — святилище с петроглифами. Здесь же находятся курганы бронзовой эпохи и времени ранних скифов.
Эпоха бронзы
На памятниках Бике-I и Бике-II найдены курганы и поминальные сооружения афанасьевской культуры (конец IV — первая четверть III тыс. до н.э), предшествовавшей по времени пазырыкской. При раскопках обычно под дерном обнаруживались надмогильные сооружения: кольца-оградки из рваного камня или валунов, которыми окружалась земляная насыпь. В некоторых случаях два соседних кургана соединялись цепочкой мелких речных валунов, что может являться символом родственных отношений между погребенными. Глубина овальных могильных ям с покатыми стенками составляла 1-1,3 м., ориентирована была по линии В-З. Погребенные лежали на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и согнутыми ногами, головой на восток или на запад. Костяк погребенного всегда имел следы охры, либо охрой была выкрашена подстилка на дне ямы. Видимо, это имело какое-то сакральное значение. Иногда в могильных ямах обнаруживались следы кострищ или угольки. Сверху ямы обычно было перекрытие в виде лиственничных плах.
Обнаружено сооружение без могильной ямы и погребенного — это просто невысокая насыпь из валунов и рваного камня в 1-2 слоя, под которой найдены фрагменты керамического сосуда, обломок бронзового ножа и кости животных (видимо, остатки поминальной трапезы). Такие сооружения-жертвенники обнаружены рядом с курганами.
Сопроводительный инвентарь в могилах в большинстве случаев состоял из керамических сосудов яйцевидной формы. В некоторых случаях найдены наконечники копья (длиной 30 см), нуклеусы, несколько каменных пестов.
Глиняные сосуды афанасьевцев в погребении оригинальны — они высокие, имеют острое дно, то есть сосуд невозможно поставить на поверхность — он упадет. Возможно, что эти сосуды служили только погребальным инвентарем, на поселениях же афанасьевцев найдены сосуды с плоским дном. Орнамент в основном елочный, наносился на тулово сосуда палочкой или гребенчатым штампом (узор выглядел как «начесы» редкозубой гребенкой). Найден сосуд необычной, биконической формы, с острым дном, орнамент которого (елочный узор и начесы гребенки) был окрашен красной охрой — ему нет аналогов на Алтае. В этом же кургане обнаружен бронзовый наконечник копья, которому также нет аналогов на Алтае, его датируют рубежом I-II тыс. лет до н.э. Если датировка верна, то афанасьевская культура сохранялась до ранне-скифского времени, то есть существовал ее поздний период, но эта версия нуждается в проверке.
Ранне-скифское время (раннее железо)
Подавляющее большинство бийкенских захоронений ограблено или осквернено в древности, и, кроме того, каменные стелы с нанесенным на них антропоморфным рисунком, которые обычно находились в центре курганов, беспорядочно свалены. Возможно, что таким образом пришлые племена хотели продемонстрировать свое военное или культурное превосходство.
Некоторое количество курганов, несомненно, относится к пазырыкской культуре (курганы памятников Бике I и Бике III), они имеют характерное расположение цепочками с севера на юг, большие (до 15-16 м в диаметре) размеры насыпей, глубокие могильные ямы (до 3,5 м), внутри которых обычно находится каменный ящик из плит или больших валунов, либо лиственничный сруб прямоугольной формы в несколько венцов; сопроводительное захоронение большого количества коней; погребенные лежат на правом боку с согнутыми в коленях ногами (поза спящего или поза находятся внутри погребальной камеры; внутри камеры глиняная и деревянная посуда.
Большинство же курганов, находящихся на первой и второй надпойменных террасах правой стороны Катуни, относят к новой культурной общности, называемой бийкенской, население которой проживало в урочище Бийке в раннескифскую эпоху (ранний железный век, вторая половина VIII — первая половина VII вв до н.э.). То есть фактически бийкенцы освоили территорию Средней Катуни раньше пазырыкцев. У бийкенцев много общего с пазырыкцами в погребальном обряде и сопроводительном инвентаре: курганы располагаются цепочками поперек долины, ориентированы с севера на юг (меридианное направление); с западной стороны параллельно цепочкам курганов расположены поминальные оградки; насыпи над курганами сложены из скальных обломков, и иногда достигают 15-16 м в диаметре, они обнесены кольцевыми стенками-«крепидами» из крупных камней или из камней плиточной формы, уложенных рядами (до 7 рядов); часто эти «кольца» двойные — внешние и внутренние. С другой стороны, бийкенские захоронения имели ряд оригинальных особенностей, отличавших их от пазырыкских: в центре кургана на уровне древней поверхности (неглубоко) находился каменный ящик или трапециевидная «рама» из лиственничных плах; погребенные преимущественно располагались скорченно на боку, головой на запад или северо-запад; вся найденная керамика найдена не в погребальной камере, а в каменной насыпи; как правило, присутствовало сопроводительное захоронение одной лошади в отдельной погребальной камере, примыкающей с восточной или южной стороны к каменному ящику погребенного человека.
Бийкенская культура просуществовала с IX по VI вв до н.э, затем ее сменила пазырыкская культура.
Курганы урочища Бийке неминуемо попали бы в зону затопления, если бы Катунская ГЭС в районе Еланды была окончательно построена. К счастью, этого не случилось, а планомерные интенсивные раскопки в этом районе в 80-е годы прошлого века позволили узнать много нового о кочевниках, которые населяли эти долины более чем 2,5 тысяч лет тому назад. Раскопки курганов и разновременных поминальных оградок свидетельствуют о том, урочище Бийке служило неким святилищем для многих поколений кочевников, использовалось на протяжении тысячелетий.
Источники: http://posibiri.ru; http://history-library.com; http://www.turistka.ru; http://museum.mmc.nsu.ru; http://new.hist.asu.ru;