Вход

ФЮРКАТ (FYRKAT)

View the embedded image gallery online at:
https://dostoyanieplaneti.ru/3824-fyurkat-fyrkat#sigProId0b457421dd

ФЮРКАТ (FYRKAT)

Военное поселение в Фюркате (Fyrkat, около Хобро (Hobro), недалеко от Мариагер-фьорда (Mariager Fjord) в Северной Ютландии — одно из четырех такого типа, найденных в Дании. Всего же на сегодняшний день известны шесть подобных сооружения эпохи викингов, четыре в Дании и два в Южной Швеции. 

Все эти лагеря построены по общему плану: круговой вал, который первоначально был дополнен частоколом и рвом. Внутри лагеря располагаются дома четкой «казарменной планировки», они сгруппированы по четыре дома вокруг центрального внутреннего дворика. В Аггерсборге таких домов сорок восемь, в Треллеборге шестнадцать, в нём каждая группа из четырёх домов занимает свою четверть круга. Существовали лагеря эти, видимо, достаточно длительный период: однажды назрела необходимость расширить Треллеборг, и за внешней стороной укреплений были построены ещё пятнадцать домов, которые затем были окружены другим, меньшего размера, валом.

Внутренний диаметр крепостных валов в Фуркате – 120м, ширина основы валов (укрепленных деревянным частоколом) – 12-13м (сами валы были к началу раскопок практически полностью распаханы, ныне они восстановлены как исторический объект). Как и в остальных лагерях, в Фуркатском было четверо ворот, две диаметральные дороги пересекались в центре под прямым углом, деля круг на 4 сектора, где стояло по 4 дома. Подсчитано, что в каждом из домов Фюрката, могло жить до пятидесяти человек, т.е. лагерь мог вмещать примерно 800 воинов. Дома эти относились к типу длинных домов, имели по 28.5м длины (96 римских фута), 5 метров ширины на концах и 7,5 посередине. Конец каждого дома был отгорожен на подсобное, вероятно складское, помещение, имелось в лагере по меньшей мере 2 кузницы.

Согласно археологическим находкам, лагеря эти были населены в период между 950 и 1050гг. Связывают их со временем правления Свейна Вилобородого (р. ок. 965, правил в 986-1014гг.) и/или Кнута Великого (р. 994/95г., правил в 1017-1035гг.). Например, Питер Сойер считает, что лагеря были построены лишь при Кнуте и на дань, взятую с уже завоеванной Англии. Он же предполагает, что лагеря эти просуществовали не более тридцати лет, поскольку археологи не нашли заметных следов починки или перестройки зданий. Однако анализ годовых древесных колец в Треллеборге дает как время постройки весну 981г., Фюркат, как считается, строился на год или два позже, Аггерсборг чуть ранее. При этом Фюркат существовал, предположительно, не долго, будучи покинут к 1000г. 

Первоначально считалось, что круговые военные поселения были исключительно мужскими, по аналогии с легендарным Йомсборгом (или даже Запорожской Сечью, сходство задач — сходство моделей поведения), куда женщины, по преданию, не допускались. Однако, жизнь обычно менее строга, нежели идеалы, к тому же традиционно лекарями на Севере были именно женщины. И в захоронении у Треллеборга найдено значительно количество женских скелетов, и среди тридцати исследованных могил Фюрката есть и женские, и детские, причем богатые и бедные погребения расположены вперемешку. Кладбище Фюрката находилось в северо-западной части лагеря, и к нему вела мощенная деревом дорога. Именно на этом кладбище найдено захоронение, очень интересное как своим инвентарём, так и выводами, которые можно из раскопанного сделать.

Погребенная в Фюркате женщина была одета в синие и красные одежды, украшенные золотой нитью, что могло обозначать лишь высокий, возможно, королевский её статус при жизни. Она была похоронена, подобно богатейшим женщинам эпохи викингов, в конной повозке (точнее, в её коробе), в последний путь умершую сопровождали ценные вещи.

Дания стала официально христианской страной со времён крещения Харальда Синезубого, отца Свейна Вилобородого, т.е. приблизительно с середины Xв. (принятая дата — 960г.), христианские же погребения обычно лишены инвентаря. Однако, если обвинения конунга Свейна Адамом Бременским к возвращении к язычеству и гонениях на христиан в начале его правления выглядят скорее попыткой очернить непрогерманского политика и одновременно вставить в хроники нравоучительный рассказ о пользе раскаяния, то всё же, по-видимому, фанатиком наподобие двух норвежских Олавов, Свейн не был, и в преследовании сторонников старой веры не замечался: согласно Снорри его женою была шведка Сигрид Гордая (вдова Эйрика Победоносного, кстати), еще ранее категорически отказавшаяся оставить веру предков. И если исповедующих христианство в стране было достаточно ещё до Харальда, то вероятно, и после него хватало язычников. Для сравнения, капищный комплекс на р.Збруч (городище-святилище горы Богит, городище-святилище Звенигород и городище-святилище горы Говда), откуда происходит знаменитый Збручский идол, действовало на Червоной Руси до первой половины XIII в. несмотря на Владимирово крещение в 998(9)г. Соседняя же с Данией Швеция и вовсе оставалась страной в целом языческой ещё много лет.

Находки в Фуркатской могиле подтверждают предположение о том, что погребенная исповедовала древнюю веру, и, более того, вполне могла быть провидицей-вёльвой (или, с меньшей вероятностью, кодуньей-сейдконой). Что отнюдь не мешало женщине оставаться уважаемым членом общества. В последний путь ей были даны не только вполне обычные для скандинавок предметы вроде пряслиц и ножниц и кухонного вертела (интересно, что вертел был уже немного погнут, когда его поместили в могилу, т.е. использовался). Ещё покойная носила два серебряных кольца на больших пальцах ног, аналогов чему в Скандинавии не известно. Так же с нею в могилу были положены две бронзовые чаши, изготовленных, вероятно, в Средней Азии.

Однако, не азиатская экзотика интереснее всего. Рядом с женщиной найден металлический посох (или жезл) и семена ядовитой белены чёрной в маленьком кошеле. Посох, согласно сагам, являлся атрибутом вёльвы. Из-за долгого пребывания в земле он частично распался, изначально же он представлял собой железный стержень с бронзовыми вставками.

В «Саге о людях с Песчаного берега» исландцы вскрывают могилу некой язычницы и определяют её принадлежность к вёльвам именно по жезлу (ну и, возможно, и по насланному покойной вещему сну): «Там были найдены кости, они были черные и страшные. Там нашли также нагрудное украшение и большой колдовской жезл. Из этого заключили, что там была погребена какая-то колдунья (в оригинале at þar mundi verst hafa völu-leiði, т.е. что там должно быть была могила наихудшей вёльвы)».

Два жезла, считающиеся посохами вёльв: один из Швеции (Gävle), второй из Дании (могила в Fuldby, ок. Рингстеда (Ringsted). Не из Фурката! Так же известен железный посох длиной ок. 82 см с бронзовым орнаментом и чем-то вроде домика в качестве навершия из могилы в Кёпингсвик (Köpingsvik), на Шведском острове Оланд (Öland), погребённая там тоже, как считается, была вёльвой. 

Материал для магического жезла - железо с бронзовыми (или, далее, медными) элементами повторяется слишком часто, чтобы не уделить этому внимания. Еще больше перекликающихся с находками деталей в описании наряда Торбьёрг Малой Вёльвы из «Саги об Эйрике Рыжем»: «…на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове — черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы».

Другие найденные предметы подтверждают гипотезу о связи погребенной с миром магии. В ногах у неё была поставлена коробка, содержащая такие вещи как погадки совы (катышки из неперевариваемых остатков пищи, совой отрыгиваемые), мелкие косточки птиц и млекопитающих. Кроме того, там находился серебрянный амулет в форме стула. Это напоминает нам о частом атрибуте северного колдовства — волшебном возвышении: помосте для сейда или предсказаний («Женщины стали кольцом вокруг помоста, на котором сидела Торбьёрг») или престоле тула (жреца или ведающего), упомянутого в «Речах Высокого» («Пора мне с престола тула поведать…»).

То, что уважаемую и богатую женщину, вероятно вёльву или колдунью, погребли рядом с воинским лагерем, может, конечно, быть и стечением обстоятельств. О Торьбёрг Маленькой Вёльве рассказывается в саге, что у неё «было в обычае ходить зимой по пирам. Ее постоянно приглашали к себе, особенно те, кто хотел узнать, что им суждено или какой выдастся год». Хотели, наверное, узнать, что их ждёт, и дружинники Фурката. Однако, в связи с этим вспоминается и древняя германская мифологема «военный вождь и его пророчица» (см. статью Н.Ганиной со ссылкой на М. Энрайта) и то, что знаменитый сосуд II в. н.э с острова Элефантин на Ниле с греческой надписью, упоминающей «Валубург, сивиллу семнонов», связывают с гарнизоном германцев на службе Римской Империи, предполагая что пророчица находилась в военном лагере.

Источники: http://pda.diary.ruhttp://geolines.ruhttps://en.wikipedia.org;

 

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Конг Asgers HOJ Рунные камни в Еллинге »