Вход

Баян-Журек

Баян-Журек

Петроглифы Баян-Журек находятся в горах Баян-Журек (Алматинская обл., в 12-14 км к востоку от с.Капал, Казахстан). Невысокие горы Баян-Журек вытянуты в широтном направлении с запада на восток и имеют протяженность около 20 км. 

Наскальные изображения выбиты на скальных блоках и отдельных плитах с южной и юго-западной экспозицией. Они расположены на гребне горы. К северу и к югу от гребня с петроглифами подобных скал и отдельных  камней с рисунками мало. Выбор плит для рисуков был обусловлен породой скал, покрытых густой темной патиной. Между хребтами Баян-Журек и Джунгарским Алатау находится широкая долина КаскарауВ долине выявлено значительное количество памятников археологии разных эпох: поселения эпохи бронзы и могильники этого же времени Тасбас, Калакай, Музды-Буиак, на которых велись археологические раскопки.

Значительное количество сакскик курганов свидетельствует о развитии в этом районе кочевого хозяйства. На старой кочевой тропе вдоль реки Беркутчи-Биен и сейчас можно увидеть фрагменты керамики раннего железного века. К этому же времени относятся и валуны с лунками, обнаруженные вдоль реки Беркутчи-Биен. В долине реки Музды-Булак расположены места плавки железа, которые функционировали с начала 1 тыс. до н. э. до средневековья. Предварительные археологические работы, проведенные в долине и в горах Баян-Журек,  позволили установить, что этот регион был заселен на протяжении нескольких эпох, причем наибольшее количество памятников относится к эпохе раннего железного века. На склонах гор Баян-Журек обнаружено много петроглифов. Они расположены по гребню гор и на вершинах сопок. Петроглифы рассредоточены на большом пространстве и по своему расположению отличаются от наскальных рисунков Тамгалы в горах Анрахай, Саймалы-Таш в Ферганском хребте или Малый Усек на южных склонах Джунгарского Алатау, где можно ограничить и выделить хотя бы приблизительно зону наиболее древнего святилища и наметить более поздние пласты рисунков.

По топографии петроглифы Баян-Журека аналогичны рисункам Ешки-Ольмеса: они также сосредоточены на вершинах сопок и в предвершинной их части, и только небольшое количество их находится в нижней части ущелья. Рисунки тянутся на протяжении нескольких километров. Поэтому, определение всей зоны с рисунками как святилища будет неточным. Более верным будет определить эту зону как сакральную. Здесь нет площадок, где могли бы собираться люди для священнодействия, нет четко выраженных мест для проведения состязаний и обрядов. Культовые сюжеты встречаются реже, чем в Ешки-Ольмесе, и в основном на вершинах гор, поэтому можно считать, что петроглифы Баян-Журека связаны с культом священных гор.

Условно все изображения были разделены на несколько групп. Эти группы выделены по особенностям ландшафта и разделены участками пространства без камней с рисунками. 

Первая группа петроглифов Баян-Журек  расположена на третьем к северу от долины Каскарау гребне. Как и на других участках, здесь обнаружены разновременные петроглифы. Среди них сакские рисунки козлов и архаров и более ранние изображения эпохи бронзы, которые покрыты темной патиной. Рядом расположены небольшие рисунки с всадниками, более поздние по времени. Повсюду на протяжении всего гребня встречаются петроглифы со следами подновления. 3а перемычкой в гребне обнаружена фигура жреца-шамана или божества.

Петроглифы второй группы Баян-Журек находятся на высоте 1580 м над ур. м. Обнаружены наиболее выразительные рисунки этой группы. Это изображения всех  эпох. Среди них фигуры сакских кабанов и тюркских лучников с большими и сложными луками. Встречаются реставрированные рисунки. На одном из них фигура быка была подновлена и превращена в кабана, однако длинный хвост, опущенный вниз, позволяет увидеть контур более древнего изображения. Встречаются изображения быков, змей, солярных знаков. Среди наиболее древних много изображений людей. Чаще они изображены с поднятыми вверх или расставленными в стороны руками. В верхней части этого гребня имеются сцены и многофигурные композиции со следами подновлении и более поздними рисунками. Верхним ярус большой плиты заполнен сценами охоты на оленя и козла с участием пеших лучников. Один из лучников изображен в маске. Второй ярус с петроглифами образуют несколько фигур пеших людей. В центре - эротическая сцена скотоложства с фигурой человека, оплодотворяющего лошадь. Голова его похожа на козлиную голову с загнутым назад рогом, однако утверждать, что изображен человек в козлиной маске, трудно, так как его фигура частично была подновлена. Над лошадью высечена еще одна маленькая фигура ряженого с хвостом, стоящего на полусогнутых ногах и протягивающего руки ко второму персонажу. Справа выбиты фигуры человека и животных. Нижний ярус образуют фигуры лошади и двух всадников на лошадях. Эти изображения более крупные, контурные и силуэтные. Справа сцена преследования собакой архара. Культовая сцена соития ряженого с лошадью более древняя, как и фигуры других пеших людей. Среди рисунков этой группы есть средневековые тюркские изображения пеших лучников, сцены поединка пеших и конных воинов с копьями, фигуры тюркских всадников в высоких головных уборах. Здесь же обнаружено немало тонких и изящных рисунков архаров и оленей.

Петроглифы третьей группы Баян-Журек расположены в месте соединения горной гряды с петроглифами (в верхней части) со вторым гребнем, несколько ниже по склон, на камнях и плитах с черной патиной. Эта группа начинается с высоты 1675 м над ур. м. И продолжается до места соединения горной гряды с самым южным гребнем, с которого открывается вид на долину Каскарау. Рисунки выбиты как на скалах гребня, так и на его южном склоне. Здесь обнаружено и несколько культовых сцен. На отдельно лежащих камнях выбиты изображения трех персонажей с поднятыми вверх руками. В руках у них диски или шары, в которых можно видеть солярные символы. Один из персонажей изображен, видимо, в костюме птицы. На другой грани этого камня изображен ряженый в маске, возможно, волчьей. Среди петроглифов этой группы встречаются рисунки разных эпох, но преобладают изображения эпохи бронзы: люди с палками либо жезлами в руках, козлы, быки, сцены преследования собаками козлов и архаров; встречаются знаки в форме кольца с точкой и отходящей от кольца прямой линией, а также в форме колесницы. Много рисунков пеших людей с расставленными руками. Есть рисунки тюркских всадников. Среди петроглифов встречается изображение юрты. Повторяются рисунки с персонажами, держащими в руках диски, соединенные между собой и образующие какой-то знак. Некоторые сюжеты подновлены, возможно, в древнетюркское время. К их числу можно отнести фигуры пеших людей с палицами в руках. Здесь же расположены рисунки со знаками в виде креста, круга, колеса.

Петроглифы четвертой группы Баян-Журек находятся на вершине возвышающейся сопки на высоте 1720 м над ур. м. В предвершинной ее части. Здесь выбиты интересные культовые сюжеты: эротическая сцена с участием 3 человек, колесница с возницей, изображение ряженого с лучами над головой и дисками. Здесь же находятся сцены охоты, причем некоторые из них подновлены и дополнены уже в древнетюркское время. На предвершинной части сопки встречены фигуры людей с лошадьми на поводу. У лошадей четко обозначены уши, хвосты, видны путы между одной передней и задней ногами. Внизу на плите высечен знак овальной формы.

Пятая группа петроглифовБаян-Журек находится ниже сопки с петроглифами четвертой группы, в 700-800 м к северо-востоку от сопки, на невысоком гребне, расположенном севернее основного хребта. Особенностью этих рисунков является их более грубая точечная выбивка. Основная часть рисунков - это фигуры пеших лучников-охотников, сцены охоты на козлов и сражения пеших воинов. Второе место по количеству рисунков занимают петроглифы древнетюркского времени. Среди петроглифов древнейшей группы найдено несколько интересных сюжетов, в том числе сцена поединка двух мужчин и изображение охоты. На первом плане выбито несколько фигур сражающихся, причем у одного из них в руках просматривается лук. Левее показан лучник, стреляющий в козла. Справа намечены еще несколько изображений, и только в одном из них можно увидеть едва различимую фигуру человека. На другой плите намечено и не закончено изображение колесницы. Видны два колеса, в каждом по четыре спицы. Ниже и левее колесницы высечена фигура мужчины. Его правая рука поднята вверх, голова изображена очень большой, в виде шара с каким-то отростком над ним. Это, возможно, культовый сюжет с солнцеголовым персонажем. На сравнительно крупной плите изображена сцена охоты: высечены четыре пеших охотника, двое из них - лучники, у одного в руках топор, между ними размещены животные: козлы,  лошади и какие-то нечеткие фигуры. Слева вверху выбита собака. На одном из петроглифов изображены два человека. На первом плане крупная фигура с опущенными вниз руками. На руках видны пальцы. Слева вверху только намечена фигура человека в грибовидном головном уборе. Петроглифов сакского периода мало, значительно больше средневековых. Она отличаются по степени латинизации, по технике нанесения рисунка, по сюжетам и стилю. В основном это конные всадники, сцены охоты пеших и конных стрелков.

Фотографии: Александра Петрова.

Источники: http://www.silkadv.com; «Credo», Алматы, 2008 годhttp://www.kazportal.kz;

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Сарайчик (Сарай-Джук) Петроглифы Ешкиольмес »