Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Турочакская писаница

Турочакская писаница

В 1975 году известным исследователем Алтая Б. X. Кадиковым были открыты на левом берегу Бии уникальные цветные наскальные рисунки. Рисунки находились в 5 км от села Турочак. На скальных берегах подступающих к самой воде, было обнаружено более десятка изображений шагающих лосей, выполненных красной минеральной краской. Размер одного из рисунков - около двух метров.

В 1985 г. Е. П. Маточкиным в 7 км от села Турочак вверх по Бие на ее правом берегу было найдено еще одно местонахождение рисунков. Это также выполненные красной краской три крупных (более 0,5 м) изображения быка, лосихи и личины на естественном выступе в форме головы человека.

Турочакская писаница до сих пор является единственным памятником подобного рода на Алтае и резко выделяется среди массы других наскальных изображений этого региона. И не только потому, что рисунки здесь нанесены красной минеральной краской, но еще и потому, что главным персонажем Турочакской писаницы является лось - художественный образ, неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племен тайги.

Голова животного сплошь залита охрой. Туловище обведено контурной линией.Голова лося непропорционально массивна по отношению к туловищу. Нижняя губа отвисла. Уши большие, как бы настороженные.Художником показана характерная "горбатая" спина лося. Передние ноги животного вытянуты вперед параллельно друг другу. Лось в движении, скорее всего, бегущий. Тем более удивительно, насколько быстро и точно уловил и передал динамику бега древний мастер-анималист, верный природе в своем художественном мышлении.

Стилистически близки и сами многочисленные изображения лосей. Во всех случаях есть четыре приема изображения животных.Это, во-первых, передача фигуры зверя контуром с частичной заливкой или выбивкой, во-вторых, изображение головы животного, в-третьих, полная выбивка или заливка фигуры и, наконец, изображение по туловищу животных характерных перпендикулярных полос.

Турочакская группа писаниц представляет собой явление исключительное для Алтая уже по той причине, что рисунки здесь выполнены красной краской. Это резко выделяет турочакские рисунки из всей массы наскальных изображений Алтая. Существенно и то, что в них нет антропоморфных изображений, и представлен один и тот же сюжет, один художественный образ - фигура лося, - неразрывно связанный с мировоззрением охотничьих племен тайги, центральной для их искусства.

Рисунки замечательны и в эстетическом плане, своей художественной силой, как образцы полнокровного древнего реализма лесных охотников. В этом смысле они представляют новый ценный источник для понимания художественной культуры народов Сибири.
Данные рисунки были отнесены исследователями к эпохе бронзы - 5 - 6 тысяч лет тому назад.

Турочакская писаница – история открытия и описание.В марте 1976 г. в Институт истории, филологии и философии СО АН СССР поступило сообщение от директора Бийского музея им. В. В. Виапки Б. X. Кадикова о том, что в районе с. Турочак Алтайского края в 60 км от Телецкого озера обнаружены наскальные изображения, выполненные красной охрой.

Летом 1975 г. Б. X. Кадиков узнал от местных краеведов об этом факте и побывал на петроглифах. Однако детально обследовать писаницу не представлялось возможным, поскольку довольно быстрая и полноводная в этих местах р. Бия вплотную омывала скалы с изображениями. Но, несмотря на трудности, Б. X. Кадикову удалось зафиксировать несколько изображений и сфотографировать их.
В Институт истории и ранее доходили отрывочные сведения о каких-то неизвестных еще науке наскальных рисунках на р. Бия, но ясного представления о них не было, так как многие другие дела и поиски отвлекали внимание, в том числе изучение наскальных рисунков в различных районах обширного и во многом неизведанного Алтая.

Теперь же было получено прямое указание на район Турочака.Уже словесное описание писаниц и просмотр фотографий, которые любезно предоставил Б. X. Кадиков, вызвали большой интерес, поскольку Турочакская писаница фактически выпадала из известного ранее круга алтайских петроглифов. Поэтому сразу же по получению известия от Б. X. Кадикова было решено провести необходимые работы па писанице, тем более, что в зимний период по льду это можно было сделать значительно проще, чем летом.

Алтайский отряд выехал на место работ 8 марта 1976 г. Следует отметить, что время выбрано было кстати, ждать более уже было нельзя; переходя по льду р. Бию с правого берега на левый, где расположены писаные скалы, было видно, что под снегом уже течет верховая вода, по этой воде и шли.Местами же, ниже по течению, имелись открытые полыньи, над которыми поднимался пар. При обследовании писаниц со льда выявлены еще 2 новые, ранее не известные композиции петроглифов.

Отрядом в течение трех дней была проведена калькировка всех рисунков, зарисовка их, выполнено фотографирование писаниц в цветном и черно-белом вариантах, составлено на месте, у скал, детальное описание петроглифов. Помимо этого снимался цветной фильм, на котором запечатлены как процесс работы над писаницей, так и, что особенно важно, сами петроглифы (поскольку сохранность писаницы крайне плохая и она продолжает разрушаться, съемка такого фильма входила в прямые задачи отряда).

Турочакские писаницы расположены на левом берегу р. Бия, приблизительно в 5 км от одноименного села вверх по течению реки. Выше этого места Бия делает крутой поворот, и почти сразу за скалами с изображениями начинается довольно длинный порог, где река вообще не замерзает.

Рисунки расположены на двух соседствующих возвышенностях, точнее, на их скалистых обнажениях, направленных к реке на юго-восток и омываемых ею.Скалистый выход горы обрывается вертикально вниз и состоит из огромных гранитных глыб, образующих местами навесы и карнизы. Гранитная порода скал покрыта корочкой "загара" бурого, иногда рыжеватого, чёрного или малинового цвета, поросла рыжеватыми мхами и лишайниками.

Рисунки наносились по "загару", и в тех местах, где тонкая корочка кристаллического гранита отслоилась, вместе с "загаром" осыпались и изображения. В результате на скальной поверхности образовались характерные пятна свежего, "незагорелого" гранита.
Рисунки сохранились плохо. Лишь верхняя композиция, расположенная на первой скале частично под защитой карниза, дошла до нас. Здесь охра свежее, местами имеет бордовую окраску.
В нижних плоскостях охра сохранилась значительно хуже. Она светло-оранжевого цвета и местами пошла сильными потеками.
Рисунки, нанесенные на скалу № 1, условно разделены на 3 композиции.

Турочакская писаница, являющаяся одним из первоклассных памятников неолитического искусства Северной Азии, нуждается в охранно-реставрационных работах, чтобы ее не постигла судьба уже многих испорченных и погибших памятников древности.

Координаты объекта: 52°11'52" с.ш. 87°5'32" в.д.

Источники: http://putevoditel-altai.ruhttp://sib-guide.ruhttp://www.altaj.ru

From: