Гал Вихара (Gal Vihara), Полоннарува
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
- Title Title
https://dostoyanieplaneti.ru/3145-gal-vikhara-gal-vihara-polonnaruva#sigProIde31ed2cae9
Гал Вихара (Gal Vihara), Полоннарува
Гал Вихарой (Gal Vihara) называется расположенная на севере археологической зоны Полоннарувы пологая скала, в юго-восточном склоне которой высечены четырех каменных изваяния Будды разного размера.
В сингальских хрониках это место называется Уттарарама (Uttararama), что в переводе с пали дословно означает «Северный монастырь». Нынешнее название, появившееся вероятно в последние столетия, тоже не несет никакого сакрального смысла и переводится с сингальского просто как «Скальный храм» ( gal – скала и vihara (viharaya) – (в данном случае) храм).
Общая длина скалы составляет примерно 27 м, а высота в самой верхней точке – около 10 м.
В древности каждая из четырех каменных скульптур находилась в пристроенном к ней отдельном храме (вернее «доме образа»), кирпичные руины которых позволяют представить размер этих зданий.
Изваяние Махапаринрваны Будды (Будда, ушедший в «окончательную» (безвозвратную) нирвану) имеет длину чуть более 14 метров. У статуи отсутствует обычный для таких изображений пьедестал – она располагается просто на обработанном каменном карнизе. Стопы и ладонь правой руки Будды украшены изображением цветка лотоса.
Помимо высокого качества работы определенное своеобразие скульптурам Гал Вихары придает текстура камня, из которой высечены статуи. Во всех источниках по Гал Вихаре упорно пишут: «гранитная скала» или «гранитные статуи», хотя даже непрофессиональным взглядом видно, что эта горная порода никак не гранит, а скорее всего одна из разновидностей гнейса.
Торец валика, на котором покоится голова Будды, обратил на себя внимание прекрасной каменной резьбой еще первых европейских исследователей Полоннарувы.
Слева от статуи Махапаринирваны Будды расположена статуя стоящего Будды высотой около семи метров. В этом изваянии многое необычно для традиционного образа Будды (в первую очередь уникальное положение рук и легкий изгиб тела в стиле индийскойтрибханки), поэтому ее идентификация вызвала среди ученых самые длительные споры. До сих пор все еще популярно мнение, что это образ Ананды – сводного брата и одного из самых близких учеников Будды.
Сейчас вроде бы преобладает точка зрения, что это все-таки хотя и необычное, но изображение Будды. При этом главным аргументом является то, что эта статуя находилась в отдельном строении («доме образа») и соответственно ей могли поклоняться только как образу Будды. Согласно еще одной теории статуя изображает Будду во время второй недели после Просветления, которую он провел глядя с благодарностью немигающим взором на Дерево Бодхи, под которым он достиг Просветления (Animisa Sattaha – «Неделя немигающего взгляда»). По-моему это оригинальное предположение не пользуется большой популярностью и особо не обсуждается, т.к. на него на самом деле трудно что-либо возразить (тем более что Будда в соответствии с традицией во время animisa sattaha вроде бы как сидел).
Мне идея с образом Ананды как-то ближе в том числе и потому, что он обычно так и изображался: у изголовья ушедшего в махапаринирвану Будды. А в том, что статуя в какое-то время оказалась в отдельном помещении и возможно даже сменила «ориентацию», я не вижу ничего удивительного – достаточно почитать об общем состояние и внутренней борьбе в ланкийском буддизме в этот период.
Слева от Стоящего Будды (или Ананды) находится объемная наскальная надпись, высеченная по приказу последнего великого ланкийского царя-объединителя Паракрамабаху I (Parakramabahu I). Эта надпись, которая называется «Maha-Parakramabahu Katikavata», содержит набор административных и дисциплинарных правил, которые были разработаны для наведения порядка в буддийской сангхе по просьбе царя Махатхерой Кашьяпой из Димбулагалы (Dimbulagala Mahathera Kasyapa) и которые царь обязал исполнять монахов всех буддистских школ и сект.
Далее влево и чуть вглубь от наскальной надписи располагается прямоугольная в плане пещера с образом сидящего Будды. Пещера имеет размеры 1.4 м в глубину, 7.9 м в ширину и 3.9 м в высоту и считается самым старым сооружением Гал Вихары (датируется предположительно 10-ым веком н.э.).
По уровню колонн вход в пещеру забран сплошной мелкой сеткой и такая же сетка установлена с двух сторон от статуи Будды, поэтому, чтобы что-то сфотографировать, необходимо немного исхитриться.
Пещеры сделана в лучших традициях индийских пещерных храмов: перед ней, судя по остаткам фундамента, располагался вестибюль-мандапа, а внутреннее сакральное пространство отделено от приподнятой веранды рядом из двух колонн и двух пилястров.
Расположенный у задней стены Будда изображен сидящим под зонтом, который высечен в потолке пещеры (chattra – белый зонт, символ власти или святости), на лотосовом троне (padmasana) и с руками в дхьяна-мудре (dhyana-mudra – жест медитации). Зонт своей «рукояткой» опирается на находящуюся за спиной Будды макара-торану – портал с аркой, основным элементом которой являются мифические чудовища макары.
Мáкара – мифические чудовища составленное из частей тела различных животных. Праобразом макары вероятнее всего является крокодил. Изображения макары очень часто встречаются в культовых сооружениях Южной и Юго-Восточной Азии. В зависимости от конкретной страны и исторического периода макары несколько различаются своим видом и включенными в состав чудовища частями тела. В частности ланкийская средневековая макара имеет пасть крокодила, хобот слона, лапы льва, тело рыбы и хвост павлина.
Справа и слева от стоек макара-тораны (прямо под головами макар) находятся два сингальских льва (sinha), а над верхней перекладиной с двух сторон разместились два божества-охранителя: справа – Вишну с раковиной и чакрой, а слева – плохо сохранившийся и трудно распознаваемый образ.
Когда-то давным-давно один из самых авторитетный на Ланке ученых-историков написал, что это божество является Брахмой, но прочитать почему он так решил мне пока нигде не удалось (а других трактовок этого изображения вроде бы тоже нет). Над макарами-торанами современных храмов и храмов кандийской эпохи (17-19 века) обычно размещается пара богов-охранителей в составе Вишну и Катрагамы (Сканда-Муруган). Возможно и этот барельеф является изображением Катарагамы, но сказать что-то определенное невозможно.
Справа и слева от макара-тораны на уровне пола располагаются две фигуры служителей с чамарами (chamara) – опахалами из ячьих хвостов, которые как и белый зонт являются атрибутами власти и благородного происхождения.
Самым интригующей деталью этого изваяния для ученых является расположенный в нижней части пьедестала фриз с чередующиеся изображениями льва и ваджры (vajra).
Ваджра (санскр. vajra: 1) удар молнии, 2) алмаз) – мифологическое оружие и соответствующий ему ритуальный предмет, присутствующий во всех дхармических религиях (буддизме, джайнизме и индуизме).
Исходной считается ваджра ведического бога-громовержца Индры, представляющая собой стилизованное изображение пучка стрел. В связи с разнообразными контекстами своего употребления слово «ваджра» имеет различные переводы, но наиболее распространенными являются «громовой скипетр (палица)» и «алмазный скипетр». Традиционная ваджра имеет два конца, но встречаются и другие ее варианты (чаще – четырехконечная). Особое ритуальное значение ваджра имеет в шиваизме и тантрическом буддизме.
При всей очевидности того, что обрамление этой статуи несет в себе символику распространенного в то время на Шри Ланке буддизма махаяны, до сих пор нет никаких фактических данных, по которым можно точно определить что же на самом деле символизируют эти барельефы.
Пещерная обитель Гопала Паббата (Gopala Pabbatha)
Северный вход в руины монастыря Алахана пиривена (Alahana pirivena) расположен сразу через дорогу от парковки. Огороженная стеной территория Алахана Пиривена тянется с севера на юг примерно на километр.
Не доходя метров сто пятьдесят до ступы Ранкот Вихара, метрах в пятидесяти слева (к востоку) от дорожки возвышается невысокая, густо поросшая деревьями скальная возвышенность длинной около 60-70 м. Это и есть Гопала Паббата (Gopala Pabbatha) – датируемый 1-2 в.в. н.э. небольшой буддистский монастырь с пещерными обителями. С западной стороны Гопала Пабатта представляет собой пологую вросшую в землю округлую скалу, поверх которой нагромождены огромные каменные глыбы. Ближе к левому краю каменной «кучи» находится естественный (но немного подработанный древними камнетёсами) «входной проем».
Чуть выше по склону видна незаконченная работа древних строителей: строчка отверстий в каменной скале, с помощью которых раскалывали каменные глыбы (как для придания формы скальным сооружениям, так и для заготовки каменных блоков из которых потом высекали плиты, колонны и т.п.). Здесь вероятно откалывали часть скалы, чтобы сделать проход (или еще что-то подобное). На правом фото ниже хорошо видна на переднем плане уже сколотая часть скалы, а на заднем – еще только отперфорированная.
Технология таких работ проста и незатейлива и была известна во всех цивилизациях от майя до Египта и Индии. Укрупнено это выглядело так: на первом этапе пробивались ряды расположенных близко друг к другу достаточно глубоких отверстий; затем в эти отверстия забивались деревянные клинья и весь ряд обильно поливался водой; через некоторое время все клинья одновременно разбухали и камень трескался по линии перфорации.
Дорожка из прямоугольных отверстий идет вдоль всего края скалы до ее южного конца.
Источники: http://webshus.ru; https://en.wikipedia.org