Петроглифы мыса Пери Нос
Петроглифы мыса Пери Нос
Пожалуй, самая главная особенность Пери Носа, примерно на 300 м выступающего в озеро,— изрезанность береговой линии и обилие изображений. Их здесь зарегистрировано 411— почти половина известных во всем онежском комплексе. Правда, после того как примерно четвертая часть петроглифов была вывезена в музеи, мыс стал беднее. Но и теперь Пери с 317 фигурами остается самым богатым и одним из наиболее привлекательных для посетителей мысов.
Солярный знак, найденный под водой в 15 м от его оконечности, свидетельствует о том, что какая-то часть изображений (судя по площади выколов, небольшая) находится на дне озера. Относительно полная и хорошая, местами отличная сохранность рисунков— также немаловажное достоинство Пери Носа. Отыскать их не так трудно, они расположены довольно низко над уровнем озера — на высоте 0,3—1,5 м и как бы жмутся к воде. Постоянное обмывание, наиболее сильное вдоль уреза воды, оказывает двоякое воздействие: с одной стороны, оно содействует сохранению рисунков, считает скалу, мешает закрепиться лишайникам, а с другой — волны, хотя и очень медленно, но упорно сглаживают поверхность изображений. Гораздо страшнее, когда появляются трещины и разломы, а затем целые блоки, расшатываемые льдом, откалываются и сползают в озеро. Но и на эту работу природа тратит века.
Своеобразна конфигурация мыса. У него широкое, около 300 м, основа-кие и узкая, в виде длинного гранитного языка, оконечность. Края сильно изрезаны семью выступами-мысками, между которыми живописные бухты и заливчики. На этих мысках и концентрируются петроглифы, образующие компактные, площадью от 0,5 до 2 м2, почти до предела насыщенные скопления. Между ними — одиночные изображения и свободные, неиспользованные участки. Кое-где такие скопления или одиночные петроглифы, как в рамку, вписаны в естественные темные пятна, хорошо заметные на фоне гладкой, коричневато-красноватой скалы.
А как сами творцы рисунков воспринимали причудливые очертания мыса Пери? А. М. Линевский предлагает, добравшись до вершины Носа, встать лицом к юго-западу. Тогда пятый, предпоследний (точнее, пред-предпоследний), выступ, по его мнению, станет похожим на голову гигантского пресмыкающегося, а четвертый и шестой — на его лапы. Повернемся назад — и первый мыс напомнит хвост зверя. Отсюда предположение, что, быть может, необычная форма Пери Носа ассоциировалась у древних с представлениями о чудовище. Поэтому-то на мысу Пери V—голова чудовища — изображений нет.
Очертания прибрежных скал, их яркий цвет и явились, по мысли исследователя, одной из причин появления здесь рисунков. Скорее всего, однако, привлекала не столько общая конфигурация, сколько расчлененность прибрежного склона мыса на относительно изолированные участки. По каким-то не вполне ясным еще причинам древние мастера стремились создавать обособленные скопления, а не накапливать их в каком-то одном, самом удобном месте. В результате идеальные, с нашей точки зрения, участки скал порою совершенно пустые, и, наоборот, на относительно неудобных местах вдруг выявляются петроглифы.
Можно предположить, что каждая родовая община стремилась заполучить свое культовое место в святилище. Но скорее это связано с общей линией развития онежского комплекса. К. Д. Лаушкин, ссылаясь на обилие солярных и лунарных знаков, полагает, что именно на Пери особенно интенсивно бился пульс духовной жизни и, следовательно, здесь находился центр всего святилища. Мыс посещали чаще других, он занимал в сознании людей особо важное место. Такие заключения заставляют знакомиться с петроглифами Пери Носа особенно внимательно. Да и по другим причинам Пери остается весьма притягательным для современных посетителей.
Уже отмечалось обилие и относительно хорошая сохранность изображений. Выбиты они на пологой, зачастую почти горизонтальной поверхности. Здесь невольно хочется задержаться подольше— посидеть, отдохнуть, поразмышлять. Особенно приятны скалы в теплую летнюю погоду. Нагреваясь, они затем долго излучают тепло. Прикосновение к скале босой ногой или телом доставляет истинное удовольствие. Мелководные прибрежные бухточки между мысками, особенно справа и слева от Пери V,— идеальные естественные купальни. Здесь всегда можно найти закуток, скрытый от ветра, порою пронизывающе-холодного даже летом. Конечно, многие из приятных современному человеку факторов как-то осознавали и древние люди, приходившие сюда, однако, совсем с другими целями.
Источники: http://tourism.karelia.ru; https://www.drive2.ru; http://globetrekker.ru