Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2974
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Писаница Сосниха

Писаница Сосниха

Памятник наскального искусства на горе Сосниха расположен в Минусинском районе Красноярского края на правом берегу Енисея в устье реки Тубы на ее левом берегу. Ближайший населенный пункт, село Николо-Петровка, находится в 7 километрах на восток.

Гора Сосниха является крайней горой в длинной цепи Подсуханихских гор, протянувшихся с юго-запада на северо-восток вдоль берега Енисея от горного массива Суханиха, на склонах которого находится известная писаница Суханиха. Часто петроглифы Соснихи относят к комплексу местонахождений петроглифов на горе Моисеиха, которая находится в непосредственной близости от нее и также входит в цепочку Подсуханихских гор. Некоторые исследователи, в принципе, объединяют местонахождения петроглифов на Суханихе, Моисеихе и Соснихе в единый крупный петроглифический комплекс, состоящий из отдельных местонахождений, протянувшихся на несколько километров. Однако расстояние в несколько километров, отделяющее петроглифы Соснихи от самых северных петроглифов Суханихи, по мнению многих ученых, позволяют рассматривать их как самостоятельные памятники.

Впервые петроглифы на Соснихе были обнаружены в 1980-х годах Н.В.Леонтьевым, есть сведения, что в те же годы исследованием рисунков Соснихи занимался и В.Ф.Капелько. Первое упоминание о петроглифах на Соснихе в литературе относится к 2002 году, в заметке исследователей из Красноярского государственного педагогического университета о проведении работ по паспортизации археологических памятников на правом берегу Енисея, где под названием "Николо-Петровка 2" была приведена краткая информация о местонахождении петроглифов на горе Сосниха.

Всего на сегодняшний момент на Соснихе выявлено 17 плоскостей с изображениями, которые в силу слабой изученности обобщенно относят "к окуневскому, тагарскому и таштыкскому времени".

Изображения Соснихи сосредоточены на одном из ярусов скальных выходов песчаника на крутом западном склоне горы.

В результате излишнего увлажнения поверхность с изображениями плотно покрыта лишайниками, из-за чего петроглифы здесь были обнаружены достаточно поздно, так как при прямом и рассеянном свете покрытые лишайниками рисунки совершенно не различимы.

Изображения, выполнены в технике выбивки и гравировки. Сложность исследования петроглифов Соснихи обусловлена особенностями красноцветного девонского песчаника, на котором контрастно и отчетливо видны даже слегка процарапанные линии, поэтому большинство рисунков наносилось легкой поверхностной резьбой. Но со временем линии темнели, сглаживались в следствие выветривания и визуально исчезали. Лишь в редких случаях удается проследить фрагменты полуисчезнувших композиций Некоторые же композиции прорезались более глубоким желобком, или же постоянно подновлялись, каждый раз углубляясь, такие изображения до сих пор хорошо видны. Повреждений антропогенного характера, к счастью, немного, несмотря на то, что гора находится недалеко от очень популярного места отдыха, каким является Потрошиловский бор на берегу Енисея. Однако, некоторые плоскости все же испорчены поверхностно нацарапанными граффити, а гравировки прорезаны свежими линиями.

Среди петроглифов присутствуют изображения всадников, пеших воинов в доспехах с копьем, антропоморфных фигур с "дубинками", животных (лошади, лоси, козлы, быки), солярных знаков (тамги).

В целом, петроглифы на горе Сосниха представляют собой небольшую, но довольно интересную группу разновременных рисунков.

Самым древним является изображение быка, выполненное с характерным "переломом" в холке линии спины, переходящей прямо, без изгибов, в линию шеи и головы. Вытянутая вперед и немного опущенная вниз морда; два коротких параллельно изгибающихся вперед рога; расставленные "вилкой" при ходьбе ноги; вертикальные полосы на передней части туловища – все эти признаки характерны для изображений древнейшего пласта наскального искусства Минусинской котловины (так называемой минусинской традиции или минусинского стиля), а также в некоторой степени для сходных с ними древнейших изображений Алтая и Монголии. Датировка этого пласта по-прежнему остается предметом дискуссий, мнения о возрасте подобных изображений расходятся: от отнесения их к эпохе камня, предположительно неолиту, "не исключая и их верхнепалеолитического возраста", до эпохи бронзы (афанасьевская культура). Многие исследователи (например, Дроздов, Заика, Стасюк) высказываются за отнесение его к окуневскому времени. Так или иначе, вряд ли оно моложе конца эпохи бронзы, то есть для данного памятника они в любом случае представляется наиболее древним.

Не меньшие вопросы ставят изображения зооморфных фигур и линейные изображения лошади "геометрическом" стиле, которые предположительно можно отнести к эпохе поздней бронзы, но эти рисунки тоже единичны и не настолько выразительны. При этом, они, конечно, очень напоминают петроглифы карасукской культуры, но сомнения вызывает то, что в ряде случаев они перекрывают антропоморфные фигуры, традиционно считающиеся тагарскими или даже более поздними. В то же время, нет и никаких оснований относить их к тагарской культуре раннего железного века.

Наиболее интересна группа изображений Соснихи, относящаяся к следующему хронологическому периоду. Это изображения всадников, лошади и антропоморфных фигур. Изображения всадников выполнены по-разному, корпус одного из коней полностью контурный, а другого – заполнен редкой силуэтной выбивкой, немного различаются и способы передачи голов коней и их передних ног. Но гораздо больше деталей объединяют эти две фигуры: у коней обозначен длинный тонкий отставленный назад хвост; непропорционально длинные конечности; характерная постановка ног, у всадников – косицы или султанчики на голове, лук в налучье за спиной. Эта группа изображений не специфична для Минусинской котловины. Исследователи, в то же время, отмечают в них стилистические приемы, близкие с одной стороны искусству таштыкской культуры, а с другой – тагарской, что дает основания предположить, что писаница создавалась в конце тагарской эпохи (на тесинском этапе, II–I век до н. э.). Была также отмечена связь этого пласта с искусством хунну.

Источник

From:
Другие материалы в этой категории: « Маркелов Мыс I Кутурчинское Белогорье »