Загадки Перуанской цивилизации. Долина Урубамба. Андрей Жуков
Каков возраст древних мегалитических сооружений в Центральных Андах? Кто и как их построил и разрушил?
Андрей Жуков – кандидат исторических наук, вице-президент МИГ «Истоки цивилизаций» рассказывает, чем знаменита самая плодородная долина в Центральных Андах? Что происходило в Урубамбе в период инкской империи и кто населял долину до инков? Какие священные памятники расположены на территории долины? Кто построил древний город Мачу-Пикчу? Как древние строители работали с мегалитами весом 30-40 тонн? Могли ли перуанцы пользоваться каменоломней, найденной на высоте 800-900 метров над уровнем реки? Как они спускали оттуда камень и переправляли его через реку? Выполнима ли эта задача с точки зрения древних технологий? Кто в действительности пользовался каменоломней и обрабатывал в ней гигантские мегалиты? Какая сила раскидала огромные каменные блоки за сотни метров от самих сооружений? Могли ли инки прийти на гораздо более древний памятник и поставить сверху свои постройки? Какие доказательства этой теории существуют? Узнаем ли мы настоящий возраст древнего памятника? Какие еще загадки долины Урубамба нам предстоит найти и разгадать?
Андрей Жуков: Так называемая Священная долина, одна из крупнейших и плодороднических долин в центральных Андах. Естественно, что люди существовали, там на протяжении тысячелетий. Но именно в период Инкской империи эта долина была максимально заселена и максимально обустроена людьми. Инки включили ее в центральную часть своего государства, и естественно всячески использовали и эксплуатировали природные ресурсы этой местности. Но действительно эта долина была заселена людьми задолго до появления там инков, и эти люди тоже оставили после себя материальные следы. Хотя современная наука большинство памятников относит по происхождению именно к инкам, но при знакомстве, при близком знакомстве, непосредственном знакомстве с этими памятниками становится очевидно, что инки были только поздними, самыми поздними насельниками в этой местности. А задолго до них здесь существовали другие цивилизации, которые оставили удивительные материальные следы.
Хорошо известен такой памятник как Мачу-Пикчу, и много рассказывать о нем нет смысла, потому что этот памятник находится под охраной ЮНЕСКО, и о нем снято огромное количество видеоматериалов, написаны многие книги. Помимо Мачу-Пикчу в Священной долине есть другие не менее интересные памятники. Например, Альен-тай-тамба, этот памятник расположен в полутора сотен километров от Мачу-Пикчу, являлся тоже одним из серьезных и важных инкских центров. Более того, во время второго восстания в 1538 году, конкистадоры не смогли захватить Альен-тай-тамбу, где засели войска инков, то есть эта крепость, так называемая, так и осталась испанцами непокоренной. На территории Альен-тай-тамба помимо инкских построек сохранились останки более древних мегалитических сооружений. Отдельные блоки достигают весом 30-40 тон. Здесь нужно учитывать, что сам памятник расположен на скальном выступе, который поднимается над долиной реки на высоту 70 метров. Склоны этой скалы очень крутые, до 55-60 градусов, и с современной технической точки зрения даже мы не можем себе представить, как древние перуанцы поднимали в таких условиях и на такую высоту монолитные блоки весом в десятки тон. На другой стороне долины расположена каменоломня, которая на языке кечуа называют качеката. Согласно официальной версии историков именно с этой каменоломни брались гранитные блоки, которые использовались при постройке основных зданий в Альен-тай-тамба. Но дело в том, что качеката расположена также на высоте над уровнем реки примерно 800-900 метров, склоны там не менее крутые, и опять-таки вызывает недоумение, каким образом перуанцы могли каменные блоки таким образом не только спустить с одного склона, длиной почти в километр, поднять на другой, на высоту 70 метров, но при этом еще переправить эти каменные блоки через воду реки Урубамба, которая сегодня является крайне мелководной, но при этом очень быстрой. Возможно, что в древности эта река была гораздо более полноводной, потому что сама долина Урубамба имеет ширину 500-600 метров, но, тем не менее, это не облегчает задачу, потому что на деревянных или тростниковых плотах переправить блок весом 20-30 тон на другую сторону реки представляется практически не выполнимой, с точки зрения древних технологией, задачей.
Тем не менее, памятник имеет место быть, более того, он является разрушенным, вокруг Альен-тай-тамба, уже на дне долины валяется десятки многотонных обработанных мегалитических блоков, которые явно до этого стояли на вершине. И сегодня ни один из историков или археологов не может выдвинуть внятную обоснованную гипотезу, каким образом эти блоки оказались за сотни метров от самих построек, какая сила сбросила их с вершины, потому что ни испанцы, ни перуанцы не имели возможности их просто так стащить или сбросить, повторюсь, потому что вес таких блоков достигал 30, а то и 40 тон. Более того, когда на самом памятнике знакомишься с остатками этих построек, становится очевидно, что инки пришли уже на разрушенный памятник, гораздо более древний и сверху поставили свои постройки, которые отличаются совершенно другим типом кладки, другой техникой обработки камня, то есть в фундаменте лежат прекрасные отполированные до блеска плиты гранита, а сверху идет типичная инкская кладка. То есть то. Что этот памятник использовался инками в период рассвета их империи, не вызывает сомнения, но также не вызывает сомнений и то, что инки пришли сюда уже на давно обжитое место. Вопрос в том, какой возраст этого памятника, насколько столетий или тысячелетий раньше он был построен до того времени, когда сюда пришли представители инкского государства. И эта загадка является одной из самых заманчивых, интригующих, на мой взгляд, в истории Древнего Перу.
Приобрести книги Андрея Жукова можно на сайте издательства "Концептуал": https://konzeptual.ru