Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

Шакпак-ата


Некрополь и подземная мечеть Шакпак-Ата относятся к числу древнейших памятников истории и датируются Х-ХIII вв. Мечеть Шакпак-Ата представляет собой  лучшие традиции кочевой каменной работы.

Памятник находится на полуострове Тупкараган у южного берега залива Сарыташ. Главный вход в мечеть расположен на отвесном восточном борту лога Шакпакатасай, вблизи одноименного некрополя.

В плане мечеть имеет форму креста, имеет четыре помещения и полностью вырублена в пещере, вход в которую оформлен в виде арки, а вблизи нее вырублены ниши для захоронения проповедников. У входа имеются многочисленные изображения раскрытой ладони, орнаментов и эпиграфики. У подножия мечети на склоне холме расположился древний некрополь. Он представляет собой обширное кладбище, начало образования которого датируется ранним средневековьем.

На некрополе Шакпак-ата, как и на некрополе Шопан-ата и на других кладбищах, основанных еще в огузо-кипчакский период можно условно разделить на две части. Раннюю – огузо-туркменскую и позднюю казахскую. Сходство памятников в обеих частях особенно четко проявляется в надгробиях типа койтас, в тангах, по которым можно определить принадлежность к роду.

Различие формы и обработки сооружений служат показателями, с помощью которых можно дифференцировать захоронения по этническому признаку. Гигантские надгробия или стелоферты в виде старорусской буквы «ферт» характерны для туркменских захоронений. А, например, ступенчатые надгробия или художественные стелы кулпытасы были присущи казахской, адаевской традиции.

К особой форме относится казахский памятник саган-атам. Это высшая форма развития архитектурных надгробных оград и достижений народного зодчества Прикаспия. Строительство саган-атамов получило широкое распространение во второй половине XIX - начале XX веков. Есть памятники и более поздних периодов. Они более сложны по композиции и декору.

Но как бы условно не делился некрополь Шакпак-ата по хронологическому и этническому признакам, эти памятники объединяет одна цель – быть установленными на сакральной территории кладбища. Аулие, которые посещают дух святого, чтобы у тех, кто ушел в мир иной, был проводник и защитник, а у тех, кто оставался в этом мире, создалась возможность общаться с его духом.

Источник: 
http://restinworld.ru
http://www.silkadv.com
http://wikimapia.org
 
From: