Предупреждение
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 2967
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 112
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
  • JFolder::create: Путь не в пределах значения переменной open_basedir
Вход

ШВЕЙЦАРСКИЕ КУРГАНЫ


ШВЕЙЦАРСКИЕ КУРГАНЫ В ЛИТВЕ

Если ехать из Вильнюса в Рудамину и свернуть у кладбищенской церкви Св.Николая влево, к юго-востоку, то через каких-нибудь пять километров равнины вы попадете в облюбованное дачниками живописное местечко Швейцары. Неизвестно, когда оно получило свое название – в первой половине Х1Х, т.е. когда эти землями владел клан графа Тышкевича, или от предыдущих землевладельцев, имевших обыкновение лечиться на модных западных курортах. Кому-то, видно, эти места напоминали альпийские холмы и прозрачные озера живописной Швейцарии, соединяющей в центре Европы Австрию, Италию, Францию, Германию и государство Лихтенштейн.

Наши Рудаминские Швейцары представляют интерес не только с дачно-географической, но и с научно - исторической стороны. В Х1Х веке археологи обнаружили здесь 41 курган (по-литовски piliakalnis) со следами быта доисторического человека. Правда, местное население называло обнаруженные захоронения švedkapiais либо prancūzkapiais, полагая, что здесь покоятся останки наполеоновских солдат либо скандинавских викингов. Конечно, в могильниках время от времени рылись и разного рода любители старины, искатели кладов. Иногда обнаруживали бронзовые вещицы. Не ведая ни о каменном, ни о бронзовом веках, крестьяне переливали их на колесные втулки для телег, чтобы возить на поля навоз. А разрытые могилы превращались в ямы для хранения зимой картофеля… Но к счастью, кое-что все-таки оказывалось в поле зрения науки и по сей день продолжает открывать глаза молодому поколению на нашу общую историю.

В 20-е годы Х1Х столетия литовский писатель Д.Пошка устроил первый домашний музей в стволе срубленного гигантского дуба Пунтукаса, где разместил древнее военное снаряжение и старинные монеты. Интерес к культурно-историческому наследию привлек к раскопкам фольклориста А.Юцявичюса, польского археолога А.Киркора, белорусского поэта В.Сырокомлю, историка Т.Нарбутаса. Археологией увлекались братья Евстафий и особенно Константин Тышкевичи. В 1855 году К.Тышкевич содействовал созданию Вильнюсской археологической комиссии и первого в Литве публичного Музея древностей. В1865 голу в Москве была издана его книга «О курганах в Литве и Западной Руси». Впоследствии заведующим виленского Музея древностей стал Ф.В.Покровский, которому, кстати, принадлежит приоритет в изучении и учете городищ Восточной Литвы.
 
В 1892 году Ф.В.Покровский совершил археологическую экскурсию, как он выражался, «по Швейцарам». На правом берегу речки Рудаминки и отчасти в лесу графа Тышкевича он обнаружил две группы курганов. Это были невысокие (не более 70 сантиметров) овальные насыпи окружностью в 34 шага. У основания одни были обложены камнями, другие обрамлены рвом. Внутри насыпного кургана встречались не перегоревшие угли. Судя по найденным остаткам, обряд погребения состоял из сожжения умершего и его коня. При раскопках часто помимо глиняных сосудов обнаруживали конскую сбрую, железные удила и серп. Более ранний по времени исследователь местной старины А.Киркор считал, что серп в захоронении означает не просто предмет крестьянского быта, но является и орудием заклания коня. Однако впоследствии ученые были склонны считать, что форма серпа и редкие зубцы лезвия указывают всего лишь на основное занятие погребенного-хлебопашца.

Источник


 
From:
Другие материалы в этой категории: « Курган Меркине (Merkinė) Чёртов камень в Швендубре »