Древние каменные лабиринты Большого Заяцкого острова
Автор Эйприл Холловей, переводчик Максим Сиренко
В Белом море, на маленьком конгломерате дальних островов России сконцентрировано самое большое на Земле количество лабиринтов. Несмотря на обилие теорий их возникновения, археологи и историки всё ещё не могут прийти к единому мнению о том, зачем и с какой целью они были созданы. Лабиринт - это один из самых загадочных символов планеты Земля – почему тысячи лет назад идея лабиринта одновременно появилась на всех населённых континентах мира?
Сегодня слово «лабиринт» используют для обозначения любой запутанной структуры. Однако у лабиринта есть важная ключевая характеристика. В отличие, например, от структуры пазлов или мозаики, в которой есть выбор хода и направления (многоходовость), лабиринт имеет лишь один не прерывающийся ход (одноходовость), который ведёт в центр.
Долгая история лабиринта
Слово «лабиринт» восходит к греческому слову «лабрис», обозначающему знаменитый обоюдоострый топор минойцев с острова Крит, и «интос», что значит «место». Так что изначально лабиринт - это «дом обоюдоострого топора». Так называли Кносский дворцовый комплекс на острове Крит. В соответствии с греческой мифологией, критский царь Минос поручил ремесленнику Дедалу построить лабиринт для Минотавра - наполовину быка, наполовину человека, которого жена Миноса Пасифая родила от связи с быком. По какой-то неизвестной причине Дедал и его сын Икар тоже были заточены в этом лабиринте. Соорудив из воска и перьев крылья, они смогли освободиться улетели из места своего заточения. Но молодой Икар решил подняться слишком близко к Солнцу. Воск в его крыльях расплавился, а сам он упал в Икарийское море и утонул. Легенда о Минотавре долгое время считалась мифом, пока археолог сэр Артур Эванс не нашёл остатки Кносского лабиринта в начале XX века.
Древняя мозаика, изображающая Кносский лабиринт и Минотавра
Несмотря на то, что на протяжении всей истории человечества встречаются разные модели лабиринтов, такие как лабиринт из семи, одиннадцати и двенадцати кругов, в Греции и по всему Средиземноморью с этими легендами ассоциировался только лабиринт из семи кругов. Сегодня Критским лабиринтом называют одноходовой лабиринт, который в семи концентрических изгибах формируется в направлении центра. Удивительно то, что семь оборотов лабиринта повторяют ход движения планеты Меркурий по звёздному небу. Вопрос в том, мог ли астроном древности записать ход Мекрурия и создать на его основе замкнутый символ? Понятно, что точного ответа на этот вопрос нет. Первое известное использование символа лабиринта из семи кругов было найдено на глиняной табличке в Микенском дворце города Пилос, Греция. Сам дворец был утрачен при пожаре примерно в 1200 году до н.э. Для изучения осталась только глиняная табличка, которая спеклась в том пожаре.
Схема лабиринта из семи кругов
Хотя лабиринт крепко связан с историей и мифологией Греции, как факт культуры он появился намного раньше легенды о Кноссе и Минотавре. 4000 лет назад был сооружён знаменитый древний лабиринт среди комплекса пирамид Аменемхета III в Хаваре (12ая династия, 1844-1797 гг. до н.э.). Лабиринт соединял двенадцать просторных камер, которые были связаны коридорами, коллонадами и шахтами. Центральная похоронная камера пирамиды царя была надёжно скрыта с помощью пересечения ходов и запечатанных камнями фальш-дверей.
Однако лабиринты Греции и Египта – это только вершина айсберга. Лабиринты присутствуют почти во всех мировых религиозных традициях. Они сформировали неотъемлемую часть многих культур и встречаются на всех заселённых континентах. Примерно одновременно с греческим лабиринтом в традиционной индейской культуре папаго появился предельно идентичный ему лабиринт Тохоно Одхам, символизирующий Иитои – «Человека в лабиринте». Такой же узор имеет доисторический петроглиф на берегу реки в Гоа а также пещерные рисунки Северной Индии и петроглифы дольменов в горах Нилгири. На древних археологических монументах по всему миру найдено около 300 изображений различных лабиринтов. На вопросы о том, как одинаковый рисунок мог одновременно появиться в явно не связанных культурах, ответ пока не дан.
Хотя письменная история последние 4000 лет упоминает лабиринты, наиболее ранние из них намного старше и относятся к Неолиту, со времён которого по всей Европе, Скандинавии и России остались наскальные рисунки и каменные конструкции.
Лабиринты Большого Заяцкого острова
Соловецкие острова (или Соловки) – это архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу, Россия. Здесь обнаружено 35 лабиринтов эпохи Неолита. Местные жители дали им название «вавилоны». Время их сооружения - около 3000 лет до н.э. Наиболее интересны каменные лабиринты Большого Заяцкого острова – это группа из 14 лабиринтов, расположенных на площади 0,4 км2. Они очень хорошо сохранились и были детально описаны, но споры об их функции ведутся до сих пор.
Кроме этих лабиринтов на острове найдено 850 каменных валов, многие из которых использовались как курганы. Также на острове есть сложенные из камней и помещённые в замкнутый контур солярные символы. Считается, что эти древние каменные лабиринты связаны с духовными практиками и древними верованиями и могут символизировать границу между материальным миром и миром духов – мифическим пристанищем смерти.
Лабиринты сложены из расставленных по земле булыжников. Установлено, что булыжники были собраны поблизости. Самый маленький лабиринт имеет около 6 метров в диаметре, самый крупный – до 25.4 метра. Ряды камней имеют спиралевидную форму, в некоторых случаях они сложены в две спирали. В этом случае узор лабиринта описывается как сплетение двух стремящихся к центру змей. Входы в лабиринты преимущественно расположены с южной стороны, и, хотя различают пять вариантов лабиринтов, у всех них есть только одна точка входа/выхода. Лабиринты Большого Заяцкого острова расположены с западной стороны, в то время как восточную часть острова занимают исключительно каменные валы. Хотя лабиринты поросли жёсткой островной растительностью, их формы отчётливо выделяются на земле.
Каменный лабиринт Большого Заяцкого острова
Зачем на Большом Заяцком острове были сооружены лабиринты?
Для объяснения бурной деятельности жителей Соловецких островов, которые построили каменные лабиринты ещё в эпоху Неолита, выдвинуто много гипотез.
В 1970-е годы основной гипотезой считалось предположение Н.Гуриной о том, что лабиринты служили ловушками для рыбы. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все лабиринты данной местности были сооружены вблизи берега, а уровень воды 5000 лет назад (а это их примерная датировка) был намного выше. Рыба заплывала в лабиринт, и рыбак просто собирал её из ловушки. Однако опровержением этой гипотезы может быть то, что в мире существует множество лабиринтов, расположенных на удалении от водоёмов.
Исследователь Л.Ершов выдвинул другую теорию. Ершов считал, что линии лабиринтов повторяют орбиты Солнца и Луны, таким образом, они использовались как календари. Однако это спорное утверждение, так как лабиринты различаются по расположению входа и ориентации.
Сегодня, в частности – в эзотерических кругах, популярна теория о том, что лабиринт представляет собой древний символ целостности. Он объединяет форму круга и спирали в запутанную тропу. Она символизирует путешествие к центру нашего духа и последующее возвращение в реальный мир. Переход по лабиринту может быть представлен как инициация для пробуждения знания. Считается, что проход через лабиринт способствует достижению изменённого состояния сознания и изменению восприятия времени и пространства. Действительно, Влад Абрамов, исследовавший лабиринты Большого Заяцкого острова, описывал сюрреалистические опыты, пережитые им при прохождении запутанных ходов лабиринтоа.
«Ступив в лабиринт и пройдя несколько раз по кругу к центру, вы выходите через его вход. После нескольких проходов вы забываете, сколько именно раз их совершали, и сколько раз вам осталось пройти. Субъективное время останавливается, но часы показывают, что вы гуляете по лабиринту уже 15 минут. Становится сложно думать о чём-то связно; тропа узкая, и вы постоянно должны смотреть себе под ноги. Ход лабиринта поворачивается то вправо, то влево. И вот, наконец, выход; и вы рады тому, что маленькое путешествие закончено»
Помимо приведённых теорий имеется множество других. Сейчас особенно выделяется теория Карла Шустера и Эдмунда Карпентера. Суть её в том, что сооружение лабиринтов сопряжено с религиозными верованиями. Доисторические лабиринты, скорее всего, выполняли функцию ловушек для злых духов, задавали паттерн для ритуальных танцев и/или обозначали границу между этим и потусторонним миром. Обсуждается вопрос использования этих лабиринтов в ритуалах перехода душ умерших людей в загробный мир. Археолог А.Л.Никитин предполагает, что лабиринты, как это упоминалось в легендах, указывают «входы» и «выходы» в подземное царство, а они могли открыться только тем, кому дан «волшебный ключ» от их дверей.
Это предположение вызвано широким распространением в доисторических культурах верований в «три мира», в соответствии с которыми наши предки считали, что Вселенная разделена на Нижний Мир, куда попадают души умерших, Средний Мир, включающий в себя физический план существования, и Вышний Мир звёзд, небес и богов.
До сих пор удалённые северные острова России привлекают путешественников и учёных, которые хотят разрешить их загадку и познать смысл лабиринтов.
Перевёл с английского Максим Сиренко
Ссылки по статье:
www.solovki.ca/english/rus.php - Соловки
www.rozhdestvenka.ru/burov2.htm - «К семантике каменных лабиринтов», В.А.Буров
www.budovskiy.livejournal.com/748753.html - Соловецкие лабиринты
www.allrus.me/mystery-of-solovki-labyrinths/ - «Тайна Соловецких лабиринтов»
bit.ly/RRUgcc – Patterns that connect (Социальный символизм в трибалистском искусстве)
www.facebook.com/aprileholloway - автор Эйприл Холловей
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – переводчик Максим Сиренко