Пещерный город Качи-Кальон
https://dostoyanieplaneti.ru/1013-pieshchiernyi-ghorod-kachi-kalon#sigProIda0002f937a
Этот пещерный город находится в отвесных скалах над дорогой Бахчисарай-Синапное.Высота Качи-Кальона около 140 метров.В скальном массиве множество пещер, а на самом верху в большом гроте источник святой Анастасии, воды этого источника считаются целебными. В VIII—X веках у святого источника был основан большой монастырь. Сохранились остатки пяти церквей, множество келий и хозяйственных помещений, надгробные плиты и остатки оборонительных стен.
Качинский каньон обжит человеком давно. В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием, и находясь на древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, в которых разрослись крупные винодельческие комплексы. Из одного такого поселения и выросло городище Качи-Кальон.Самые ранние следы пребывания человека датируются IV веком. Позже появился и небольшой монастырь, остатки которого сосредоточены в Анастасиевском Гроте. Древнее поселение было основано на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Путь шел через перевал Кибит-богаз и соединял юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма.
Здесь во множестве сохранились винодавильни (тарапаны) того времени, их даже без раскопок, насчитывается около 120-ти, что говорит об основном занятии его жителей. Они могли сразу обработать 250 тонн винограда. Видимо местное вино пользовалось большим спросом. Внизу у дороги было обнаружено гончарное производство, где производили амфоры, кувшины, фляги, пифосы и черепицу. Заливая вино в керамическую тару, виноделы продавали и обменивали его у соседей и проезжих купцов.
Над поселением в большом гроте с родником в VIII—X веках возникает монастырь. Возможно, он был основан выходцами из Византии. Это были времена иконоборчества, когда многие иконопочитатели бежали в Таврику, основывая монастыри и неся с собой культуру своей родины. С годами монастырь разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен.
После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен, жизнь в поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, слабеет виноградарство и виноделие. Но местное христианское население все же сохранило свою религию. В трудные времена ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса Годунова (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь Св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.
Монастырь и поселение вокруг него просуществовали до 1778 года, когда произошло массовое переселение христиан в Приазовье. Из деревни Качи Кальон было вывезено 77 человек.
После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту.
Источник в гроте стал местом паломничества, его считали целебным. По описанию Г. Москвича в «Путеводителе по Крыму» раньше над ним находилась «крыша на железных столбах». Рядом стояла «убогая хижина, в которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени».
источник http://isar.org.ua