2900 редких находок: в Гродно завершились археологические раскопки
Замковая гора в Гродно шумит как растревоженный улей. Десятки единиц строительной техники снуют туда-обратно, доставляя кирпич, бетон, элементы внешнего убранства. Метаморфозы Старого замка видят все, кто ежедневно проезжает по мосту через Неман. Уже в следующем году историко-культурный объект внешне предстанет таким, каким он был в те времена, когда в нем располагалась королевская резиденция Стефана Батория.
Раскопали до материка
Впрочем, самая главная новость другая: большие археологические раскопки по первой очереди строительства завершены. Осталось изучить один-два небольших шурфа, в зависимости от того, какое решение будет принято по вопросу подвода коммуникаций ко дворцу, пишет СБ: Беларусь сегодня. Директор Гродненского государственного историко-археологического музея Юрий Китурко готов поделиться результатами.
— Ничего конкретного во время раскопок мы не искали, — говорит Юрий Викторович. — Мы ведь не клады ищем, а изучаем археологическую ситуацию. Во-первых, нас интересует стратиграфия. Во-вторых, застройка, которая была на этом месте в XIII—XV веках. Только на участке под каменицей нашли более 20 деревянных построек. Часть таких строений извлечена. Наш музей в настоящее время занимается их консервацией, в перспективе часть из них можно будет увидеть.
Основные раскопки велись на месте, где будут восстановлены мерная изба и каменица. Практически все земляные работы выполнялись вручную, а управляла процессом заведующая отделом археологии Гродненского историко-археологического музея Наталья Кизюкевич. Она вместе со своим небольшим отделом больше года просидела в глубоких «ямах» истории.
— Найдено множество артефактов — всего 2900 находок, — говорит археолог. — Сложно отметить самые ценные среди них, но удивиться есть чему. Например, к нам приезжали специалисты по оружию. Так они в восторге от набора наконечников для арбалетных стрел, уникального запястного щитка для стрельбы из лука, защитного перстня и других артефактов. Те, кто занимается кожей, ахнули, когда увидели готическую аппликацию, восстановленный детский кожаный сапог, пояс с тиснением и другие предметы. Найдены были кухонная утварь, украшения, предметы, характеризующие быт древних жителей Замковой горы, несколько шахматных фигурок, а еще много золотых украшений. Но организация музейной экспозиции запланирована на третьей очереди строительства.
Образчик Санти Гуччи
Нынешней весной строительные работы в замке ведутся на въездной башне, крепостной стене, галерее, соединяющей башни, других внутренних объектах.
— Уже были внесены изменения в проект. По требованию Министерства культуры сохраняется все, что осталось от прежних веков. Поэтому найденные фундаменты строений времен Витовта, плюс всяческие ремонты XVI—XVII веков, плюс польская реставрация межвоенного времени и даже советская 1980-х годов будут сохранены. Оставить это в первоначальн
ом виде невозможно, потому что все конструкции не имеют несущей мощности. Приняли решение о возведении достаточно с
ложной конструкции в виде так называемой двойной табуретки. Под ее «столешницей» и «ножками» будут находиться все наслоения веков, а сама башня-новостройка разместится наверху. Так удастся все сохранить. Рассказываю это для тех, кто утверждает, что строители все разбирают и разбивают.
Критики в адрес реставраторов действительно звучит немало. Некоторые, к примеру, пишут, мол, зачем вставили пластиковые окна на въездной башне?
— Это временное явление. Без них в помещении — страшный сквозняк. Строители ведь тоже люди. Кроме того, во время проведения штукатурных работ в помещении необходимо создать определенный микроклимат.
Кстати, в Гродно вернулся работать научный руководитель проекта Владимир Бочков. Совершенно случайно встречаем его на верху въездной башни, где рабочие крепят элементы декора. Помощь автора наконец-то понадобилась. Ведь после жарких споров историков в конечном итоге было решено оставить его эскизный проект. Подготовкой общестроительного проекта реконструкции Старого замка занимался «Институт «Гродногражданпроект».
— За основу, как известно, взят замок времен короля Стефана Батория работы известного итальянского архитектора Санти Гуччи, — показывает на белоснежные балясины, украшающие башню, Владимир Васильевич. — А вот проект внутреннего убранства пока не определен. Дело в том, что у нас в стране очень мало специалистов-профессионалов. Проблема в отсутствии полной картины исторических материалов по размещению комнат замка. Собирать информацию приходится буквально по крупицам.
Материалы по теме:
Замковая гора - городище Мстиславля
«Белорусские Помпеи» - славянский ответ русофобам