Вход

Древние жители Приамурья наблюдали за звёздами

Древние жители Приамурья наблюдали за звёздами Древние жители Приамурья наблюдали за звёздами

Хабаровский краевед в одиночку путешествует по тайге в поисках загадочных артефактов, которые проливают свет на зарождение цивилизации древних людей, обитающих на берегах Амура. Вернувшись из очередного похода в Нанайский район, действительный член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества Александр Мурашев рассказал о сенсационной находке.

Появление высокоразвитой культуры людей в Приамурье вызывает вопрос о центрах зарождения цивилизации и путях перемещения доисторических людей по всей планете Земля. Наряду с биологическими процессами на совершенствование вида должны были оказывать воздействие природные факторы. В первую очередь, устойчивость и продолжительность залегания снежного покрова в высоких и средних широтах и смена климата в результате всемирных оледенений. Древние люди должны были решать новые задачи и искать новые возможности жизнеобеспечения в сложных погодных условиях. Первобытная социальная организация также послужила условием развития высшей нервной деятельности, совершенствованием речевого аппарата и второй сигнальной системы мозга. При этом возникает вопрос - сохранились ли следы первых проблесков человеческого сознания в одухотворенной человеком природе?

Практические потребности выживания, замеченная древними людьми периодичность жизненно важных явлений и необходимость прогнозирования неизбежно привели к конструированию внешнего мира в доступных и понятных образах. А это - неподвижные природные объекты на местности и звёзды, вращающиеся на небесной сфере вокруг Полярной звезды - «центра мира», яркие «блуждающие» планеты, «умирающие» и «воскресающие» Солнце и Луна. На этой основе формировался духовный мир древних людей. «Древние жрецы» следили за поведением дневного светила, им важно было знать его точное местоположение среди звезд в годовом движении», - поясняют астроархеологи. И не только для точного определения календаря. На линии горизонта, по представлениям древних людей, находились «звездные ворота» - путь души на небо, а мегалиты древних «пригоризонтных обсерваторий» являлись реперами обсерваторных азимутов.

Первоначально люди использовали для астрономических наблюдений естественные природные объекты - группы камней и глыб на вершинах сопок в полосе горной тундры, где они и сосредоточены и откуда проще наблюдать горизонт. Астроархеологи постоянно встречают такие объекты, не имеющие понятного смысла для современного исследователя: многочисленные курганы без погребений, каменные выкладки, менгиры, стелы, дольмены, кольца из камней и т. д.
Однако пристальный взгляд повергает в шок: многие такие объекты ориентированы по отношению к сторонам света - Полярной звезде, точкам восхода и захода светила на горизонте (прообраз креста как идеальной копии внешнего мира), а также на вершины пригоризонтных сопок.

Духовный мир древнего человека был ориентирован! Как биологический вид человек определился более миллиона лет назад, а за два последних миллиона лет насчитывается семнадцать оледенений. Индийский учёный, филолог Бал Гангадхар Тилак впервые обратил внимание на полярные реминисценции в индийских Ведах - памятнике древней дописьменной культуры. Более ста лет назад ученый установил, что современная цивилизация зародилась в приполярной области во времена последнего межледниковья. Однако известны данные об обитании людей в четвертичный и даже в третичный геологические периоды. Свои исследования Б. Г. Тилак обобщил в монографиях «Орион, или Исследование древности Вед», 1893 г. и «Арктическая родина в Ведах» (The Arctic Home in the Vedas), 1903 г.

Следовательно, в течение тысячелетий древние люди мигрировали из высоких широт приполярной области на юг вместе с изменением климата. В анклавах обитания и на путях миграции могли остаться первые примитивные астрономические обсерватории древних.

На заре цивилизации люди приспосабливали для своих целей естественные природные ландшафты. И такие следы находятся по всему северному полушарию. Не составляет исключения и наш Дальний Восток. В основном это горная страна, где высокогорное плато (пояс горной тундры) является удобным местом для наблюдения за перемещением светил относительно горизонта, а вершины пригоризонтных сопок - стационарные реперы астрономических визиров.

Недавно стала известна информация о дольменах, найденных в глухой тайге Верхнебуреинского района, о мегалитах Магаданской области.

Пересекая высокогорные перевалы между бассейнами рек Хуту и Гобилли в 1995 году, я обратил внимание на странные останцы в виде двух смотровых щелей, визирная линия сквозь которые упиралась в остроконечную сопку на горизонте в области восхода Солнца в период летнего солнцестояния. На этом плато были и другие мегалиты, и курган из камней, естественная природа которого вызывала сомнение. Однако тысячелетия не оставили археологически достоверных следов использования этих объектов древними наблюдателями («жрецами»).

Девятнадцать лет спустя у меня вновь появилась возможность исследовать эту горную систему в Нанайском районе. Через низкогорные перевалы в истоках таежных ключей могли перемещаться кочевые народы в глубокой древности. Некоторыми маршрутами (тропами) миграции тунгусов из бассейна Амура на морское побережье пользовались население и пограничники вплоть до середины ХХ века.

В 2014 году я уже сознательно искал следы доисторических древних пригоризонтных обсерваторий на возможных путях миграции. На одной из сопок-полуторатысячников обнаружил во множественном числе мегалиты, визирные смотровые щели, сейды и дольмен - более примитивные сооружения, чем, например, сейды горы Воттоваара в Южной Карелии, что свидетельствует о более древнем их происхождении.

Практически все найденные мной мегалиты были ориентированы относительно сторон горизонта и некоторых господствующих вершин. Сверившись с топографической картой, можно было определить назначение одного из мегалитов, «смотрящего» в гору. Оказалось, «смотрит» этот «циклоп» на вершину горы Лысой (1473 м), расположенную на расстоянии около десяти километров. Через эту вершину я проходил в 1995 году. На ней также стоит мегалит высотой более полутора метров, а ниже по склону - озадачившая меня в то время пара уступов - узких террас вокруг вершины, по которым могла бы проехать телега. С этой вершины просматриваются сопки долины Анюя и истоков реки Маномы.

Трудно было отделаться от впечатления, что какие-то троглодиты, обитавшие на подступах к этой горной системе, пытались понять топографию местности и предугадать сезонные изменения, используя природные особенности горных плато и орографическую структуру самой Джаур-Гобиллинской водораздельной горной системы.

«Особое отношение древних людей к линии горизонта обусловлено также и тем, что именно там находились «звездные врата», - по представлению древних, - путь человеческой души на небо», - утверждают астроархеологи. И такие «врата» действительно имеются на северной оконечности горного плато в виде двух групп скал, открывающих визирный ход на Полярную звезду - центр вращения небесной сферы. В мегалитах восточного останца имеется сквозное квадратное отверстие, освещаемое лучами восходящего Солнца - дольмен. Этот природный комплекс мог быть, по представлениям древних, «звездными вратами» души, возносящейся «на небо».

Обнаруженные мной объекты, может быть, часть богатого наследия эпохи каменного топора в области древней астрономии и космологии. Пока это еще гипотеза, требующая серьезного исследования на местности. Однако пробраться в эту горную страну полуторатысячников не просто. Требуется немало усилий, чтобы преодолеть многодневные переходы по таежному ветровалу, зарослям рододендрона золотистого на подступах к вершинам, и кедровостланиковый пояс. Последнее слово за исследо­вателями-астроархеологами, которые уверены, что ландшафтные пригоризонтные обсерватории - это не выдумка. Именно на этом примитивном материале закладывались основы древнейшей дописьменной культуры, которая, спустя тысячелетия, проявила себя на южных широтах в письменных источниках древности.

Александр МУРАШЕВ, член Хабаровского краевого отделения Русского географического общества, краевед.

Источник