Вход

Легенда Оленного Камня и Кырыксуура

На фото – Оленный (Олений) Камень где-то в центральных областях Монголии. Россыпь большого размера камней – это места захоронений, в которых обнаружены лошадиные кости — кырыксууры. На фото – Оленный (Олений) Камень где-то в центральных областях Монголии. Россыпь большого размера камней – это места захоронений, в которых обнаружены лошадиные кости — кырыксууры.

Легенда Оленного Камня и Кырыксуура: кочевой образ жизни зародился раньше, чем мы думаем

По результатам некоторых научных исследований, уточнены данные о развитии кочевой цивилизации на территории сегодняшней Монголии. Напрашивается вывод: зарождение кочевничества в этой части Евразии, далее распространившееся на другие сопряженные с Монголией территории, произошло 3000 лет назад.

«Журнал археологической науки» опубликовал данные расчета возраста лошадиных костей, найденных в процессе археологических раскопок в местах, где существовала культура «Оленьего камня» (некоторые источники называют ее «Оленный камень»). Археологи зовут это место Олений Камень-Кырыксуур. Оленьи камни – это врытые в землю каменные столбы с нанесенными на поверхность орнаментными темами, а кырыксууры – это захоронения. Оба феномена неразрывно связаны с кочевыми образом жизни и культурой. На раскопках обнаружены сотни тысяч лошадиных костей.

За себя говорит состав исследовательской группы – люди из Института Макса Планка, Йельского и Чикагского университетов, равно, как из Центра монгольских исследований (США) и Национального музея Монголии. Ничего нового в методике исследований нет – это стандартный радиоуглеродный анализ.

О методе анализа

Вкратце о самом распространенном способе установления возраста археологических находок – когда из жизни выбывает некий организм, высвобождается и начинает распадаться нестабильный радиоактивный элемент, ранее спавший в тканях этого организма – радиоуглерод. Измеряя концентрацию радиоуглерода в органике, например в лошадиной кости, археологи стараются вычислить, сколько лет назад эта лошадь скончалась. Такие работы в археологии ведутся давно, и в прошлом некоторые монгольские находки также подвергались радиоуглеродному анализу. Который, в свою очередь, год от года совершенствуется, потому что оценка степени распада радиоуглеродов есть дело, на которое влияют такие факторы, как естественные преобразования самого места, его ландшафта, растительности и т.д. Соответственно, и в прошлом, и сегодня вычисление конкретной даты кончины древней монгольской лошади сопряжены с существенной неопределенностью и погрешностью. Соответственно групповая или совокупная характеристика какого-то захоронения еще более затруднена. Но, как сказано выше, методики и инструментарий исследований постоянно совершенствуются.

Появился так называемый Байесовский анализ – по фамилии его автора – математика со специализацией в статистике в применении к построению хронологий. Метод, вкратце, есть комбинация статистической вероятности и археологической информации с целью уточнения некоторых исторических дат, в приложении не к одной отдельно взятой монгольской лошади, а всей группе лошадей, одомашненных древними монголами. Ученые, применившие Байесовскую математику, считают, что смогли построить высокоточную хронологическую модель одомашнения лошади в Монголии. Вильям Тейлор из Института Макса Планка, человек, обработавший данные Оленного камня и кырыксууров байесовским методом, сказал, что «…он (метод) в первый раз в истории дает возможность связать одомашнение лошадей с другими важнейшими культурными событиями древних Монголии и восточной Евразии».

Перелом во взглядах на кочевой образ жизни

В рамках хронологических моделей получилось, что ритуалы одомашнения лошадей и езды на них почему-то очень быстро распространились на территории монгольских степей примерно за 1200 лет до начала летоисчисления по календарю, применяемому большинством правительств мира, включая Казахстан. А в рамках этого, т.е. официального международного календаря, первые упоминания о всадниках на лошадях зафиксированы на несколько столетий позже 1251 г. до нашей эры. Институт Макса Планка считает, что в совокупности с другими фактами и результатами исследований, Оленный камень и Кырыксууры указывают на то, что Монголия – это эпицентр ранней конной культуры и, вероятно – культуры жизни на лошади.

  Красным на карте выделены места Оленных камней-кырыксууров (1251 г. до н.э.)

Это исследование имеет значение для понимания, как человек реагирует на природные процессы, включая климат и его изменение. Например в современной истории одна весьма авторитетная научная школа настаивает, что кочевые общества появились в позднем втором тысячелетии до нашей эры в ответ на засуху. Институт Макса Планка заключает, что, скорее всего, кочевой образ жизни зародился в условиях климата с достаточным уровнем влажности и в мягких климатических условиях

А также констатирует, что в последнее время все больше научных школ истории, хронологии и археологии приходят выводу, независимо друг от друга, что кочевники Евразии сыграли важную роль в первых в истории волнах глобализации

При этом Институт Планка ссылается на выводы американского ученого М. Фрачетти, сделавшего вывод, что кочевники протаптывали самые оптимальные маршруты для перегона своего скота, которыми постепенно воспользовалась оседлая цивилизация, чтобы наладить торговлю, транспорт и логистику.

И еще один вывод: появление культуры приручения лошадей и верховой езды, как образа жизни и войны, стало одним из самых влиятельных факторов древней истории Евразии, поскольку кочевничество составило основу для создания сетей экономически-информативного обмена, в процессе чего сформировался весь Старый мир.

  Лошади составляют центр кочевой жизни в современной Монголии. Фото: П. Энхтувшин (P. Enkhtuvshin)

Источники: Physhttps://365info.kz;