Вход

Загадки омской археологии

В Омском историко-краеведческом музее выступила старший научный сотрудник Ирина Федотова с докладом на тему «Загадки омской археологии». В своем рассказе она постаралась ответить на самые часто задаваемые вопросы по поводу загадочных археологических раскопок на территории Омска и Омской области.   

Как давно здесь живут люди? Бухгольц и его соратники были далеко не первыми, кому это место показалось привлекательным для жизни. На территории слияния Оми и Иртыша люди начали селиться, как полагает омский исследователь Борис Коников, со времен среднего каменного века.

В 1960-м году была составлена археологическая карта Омска. Однако многие памятники, которые были на ней указаны, уже погибли. Но есть и еще сохранившиеся, например, «Омская стоянка», на которой до сих пор проводятся исследования. Она находится недалеко от профилактория «Восход».  

 

«Омская стоянка» – это целый комплекс археологических памятников, который протянулся вдоль Иртыша, от Ленинградского моста до Большой Островки. Там были найдены остатки жилищ, древних захоронений, ремесленных мастерских. В ОГИК музее хранятся тысячи найденных там предметов.    

Еще одно интересное место – городище Большой Лог, расположенное в пределах Центрального района Омска. Интересно, что этот памятник кулайской культуры открыл школьник Игорь Калугин. Кстати, площадь городища в два раза больше, чем площадь первой Омской крепости.  

Были ли на территории Омской области человеческие жертвоприношения? Да, этим занимались как раз кулайцы. Они не только были охотниками и рыболовами, изготавливали бронзовые изделия, были хорошо вооружены. Известно и о том, что для их культуры были характерны ритуальные убийства. Доказательства этого археологи обнаружили при исследовании городища Большой Лог.    

Чью могилу нашли при реконструкции Пригородного вокзала? Это была могила воина одного из тюркских племен. Находка редкая, так как находится сильно севернее тех мест, где обитали представители подобной культуры. Все, что было найдено там: останки человека, наконечники стрел, пряжки и другие предметы – было бережно перевезено в музей.  

Осталось ли что-нибудь от Первой Омской крепости? До наших дней ни одной постройки не сохранилось. Даже раскопок здесь практически не вели, потому что это самый центр города и вокруг плотная застройка. Однако при прокладке трамвайных путей была обнаружена пушка 18 века, она сейчас выставлена в музее. А в 2015 году во время раскопок в сквере им. Борцов революции археологи нашли подходящее к этой пушке ядро – его можно увидеть на соседней витрине.  

 

Также были найдены игральные бабки, что говорит о том, что этой игрой увлекались обитатели Первой крепости. А стельки для обуви, что интересно, казаки делали из бересты. В 2016 году раскопки были прерваны из-за празднований юбилея города, но возможно, они еще возобновятся.  

Чем удивил весь мир наш Homo Sapiens из Усть-Ишима? Бедренная кость, которую в 2008 году на севере Омской области нашел косторез Николай Перистов, взбудоражила ученый мир, так как оказалась принадлежащей самому древнему человеку на территории Западной Сибири. Радио-углеродный анализ, проведенный в Оксфордской лаборатории, установил, что этот человек жил 45 тысяч лет назад. А ведь ранее считалось, что первые люди появились здесь 14,5 тысяч лет назад.  

 

Этот человек, молодой мужчина, появился на свет вскоре после того, как неандертальцы скрестились с кроманьонцами. Доля неандертальской ДНК у него гораздо выше, чем у современных людей. Кость из Усть-Ишима находится сейчас в Антропологическом музее в Тюмени, она и дальше будет исследоваться учеными.  

В этом месте Ирина Федотова передала слово директору Омского музея просвещения Игорю Скандакову, чтобы он ответил на последний каверзный и часто задаваемый вопрос «Почему музейщики не показывают вытянутые черепа инопланетян, найденные археологами?».    

Черепа так называемых «яйцеголовых» людей Игорь Скандаков обнаружил на раскопках в Усть-Таре. В экспедициях 1990-1994 гг. среди прочих находок одна за одной были обнаружены 7 могил пятого века, в которых были похоронены женщины с деформированными черепами.  

«Пришельцы из космоса здесь не при чем, – утверждает Скандаков. – Такую форму черепа можно получить, если с младенчества человеку особым образом туго бинтовать голову. Эта традиция, скорее всего, была принесена на территорию Омского Прииртышья во время Великого переселения народов гуннами. Мы знаем, что традиция так деформировать черепа была у разных народов. У гуннов такая форма черепа означала человека высокого происхождения, принадлежащего к правящей верхушке».  

Интересно, что 6 из 7 женщин с деформированными черепами, чьи захоронения обнаружил Игорь Скандаков, были очень солидного для средних веков возраста – около 50 лет. Причем у них сохранились хорошие зубы, что говорит о разнообразном и качественном питании. Обеспечить такие условия жизни в сибирской тайге в пятом веке было непросто.    

Были ли они правительницами или шаманками? Вряд ли, слишком простые захоронения – никаких богатств, только разной формы сосуды с самым обычным орнаментом. Кстати, увидеть яйцеобразный череп в Музее просвещения и задать все вопросы можно без проблем.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

ОМСКАЯ СТОЯНКА

ПРИВЕТ ИЗ ГИПЕРБОРЕИ? В ТЮМЕНЬ ПРИВЕЗЛИ АРТЕФАКТ, СПОСОБНЫЙ ПЕРЕВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ!

В ПРИМОРЬЕ ОБНАРУЖЕНЫ ДЕФОРМИРОВАННЫЕ ЧЕРЕПА