Сенсационные находки всероссийского масштаба в Вязьме
Научный сотрудник РАН, доктор исторических наук Николай Александрович Кренке рассказал вязьмичам о предварительных результатах археологических раскопок Вяземского городища.
Встреча проходила в Вяземском литературном салоне. Вязьмичи с глубоким интересом услышали о найденных древних постройках и пяти пожарах, о древних захоронениях, на которых впоследствии древние жители Вязьмы построили дома, даже не подозревая, что под фундаментами их жилищ находится кладбище...
Раскопки начались 12 марта 2017-го и уже дали уникальные результаты. В небольшом раскопе площадью около 30 метров в течение 15 дней сокрытая история Вязьмы открывала свои тайны. Археологи смогли «углубиться» на 10 тысяч лет - дошли до «материка», самого древнего пласта, с которого началось нарастание культурного слоя. На дне раскопа нашли следы древнего огорода с лесной дерново-подзолистой почвой.
«Рядом с огородом был обнаружен угол сруба, ну а сам культурный слой представляет собой щепу с навозом, что встречается почти во всех древних городах. Это самая первая постройка на этом участке и, возможно, древнейшая постройка Вязьмы, известная на сегодняшний день! Бревна сруба сохранились хорошо, с них были сделаны спилы, и через некоторое время мы узнаем дату его постройки», - пояснил Николай Кренке.
Рядом с огородом обнаружили фрагменты керамики. Позже, по предварительной версии археологов в XIII веке, произошел пожар, и все сгорело дотла... После пожара на этом месте снова поселились люди, и в новом пласте культурного слоя, относящемся к XIII веку, были найдены деревянные орудия сельхозназначения для обработки льна - чесало и трепало, которые сохранились почти целиком. Кроме того, культурный слой сохранил бронзовые браслеты (дорогая по тем временам вещь), стеклянные браслеты с перевитием.
«Такие браслеты характерны для начала XIII века и привозились в Россию из Византии», - прокомментировал Николай Александрович. А в XIV веке опять случился пожар, и снова все сгорело дотла…
Чудесные артефакты
Со второй половины XIV и до конца XV века на месте сгоревшего жилья образовалось кладбище…. В культурном слое этого периода были найдены дощатые гробы, обернутые берестой, и деревянные намогильные плиты - «дски», выполнявшие роль горизонтальных памятников. По словам Николая Кренке, «подобные деревянные надгробья – большая редкость, и данная находка представляет собой историческую ценность всероссийского масштаба».
Одно из захоронений было исследовано антропологом - в нем обнаружили тело мужчины, ориентировочно 30 - 35-летнего возраста, ростом 167 - 169 см. Очевидно, почетного статуса, о чем свидетельствует необычный статус погребения (намогильная доска в виде «домика»), дорогие ткани одежды и сапожки-калиги. Этот человек, видимо, страдал от кариеса, был далеко не богатырского телосложения - у него не развит рельеф на костях, где крепятся мышцы.
Предположительно, где-то рядом с этим захоронением стояла церковь. По словам Николая Кренке, при промывании костей погребенного они столкнулись с необычным явлением.
«Это был очень сильный запах мирры, который ощущали сразу несколько человек. Пряный запах не только наполнил все помещение, он еще долго держался на одежде всех, кто там находился», - рассказал Николай Александрович. (Мирра – ароматизированное масло или смола для таинства миропомазания, применялось как антисептик при бальзамировании, привозилось из Византии, стоило очень дорого. - Прим. авт.).
Но вскоре на этом месте снова случился пожар, и все внешние признаки кладбища сровнялись…
В конце XV - начале XVI века (во времена правления Ивана III - Василия III) на эту землю вновь пришли люди. Они ничего не подозревали о жизни своих предков и по-новому планировали и строили свое жилье. Исходя из того, что поверх недавнего кладбища вскоре были поставлены новые срубы и настилы деревянных мостовых, можно предположить, что до XV века крепость все еще могла оставаться довольно неустойчивым поселением и на какое-то время жизнь в ней полностью прерывалась. Потому что про кладбище с почетными захоронениями могли забыть только при условии утраты преемственности поколений…
В более верхних слоях, начиная с XVII века, мы видим остатки деревянных стен города, который в 1630 - 1633 годах значительно расширился, включив в себя первоначальное деревянное фортификационное сооружение Соборного холма.
Предварительные выводы Николая Кренке таковы: «Культурный слой Соборного холма представляет собой большую историческую ценность. Его информационный потенциал огромен, но еще не раскрыт. Необходимы дальнейшие археологические исследования, но их продолжение будет зависеть от заказчика строительных работ». А заказчиком работ является строительная компания ООО «Вязьма-Стройсервис».
Возникает вопрос: какие строительные работы? Разве может быть современное строительство на древнейшей, заповедной исторической земле, в самом сердце Вязьмы, в окружении памятников архитектуры? Да, к сожалению, может...
На этот раз археологические исследования на Соборном холме впервые продиктованы не научной инициативой, а законом, обязывающим проводить раскопки перед стройкой – для спасения культурного слоя. А на самом Соборном холме – памятнике археологии федерального значения - запланировано возведение двухэтажного дома, проект которого вязьмичи до сих пор еще и не видели.
Сегодняшние работы - еще не полноценные раскопки пятна грядущей застройки. Это лишь небольшие разведочные работы, открывшие только 8% площади будущего котлована.
Однако уже выяснилось: вяземская земля хранит в себе такие эксклюзивные находки, которые не всегда встретишь даже в главных центрах российской археологии – в Новгороде, Рязани, Смоленске, Москве или Пскове... Некоторые фрагменты керамики, найденные в раскопе, по словам Николая Кренке, могут принадлежать и к более раннему периоду - X - XI вв. И для того, чтобы это доподлинно установить, нужно исследовать хотя бы несколько сотен квадратных метров древнего культурного слоя. Но если власти сегодня позволят застраивать центр Вязьмы без предварительных археологических исследований, то мы потеряем часть вяземского исторического наследия навсегда!