Вход

Маньпупунер: каменные великаны

Здесь никогда не селились люди, лишь немногочисленные охотники забредали в поисках добычи, северные оленеводы прогоняли свои стада, да еще мансийские шаманы приходили к этим священным местам, чтобы зарядиться колдовской силой.

Считается, что Нуми-Торум — главный мансийский бог, который создал людей и дал им землю, — бросил здесь свой пояс, чтобы стала земля устойчивой. Этот пояс держит ее и не дает утонуть в океане. Такова священная миссия Уральских гор ― поясного камня.

Те, кто видит Северный Урал впервые, бывают поражены его дикой, первобытной красотой. Несколько вершин, разделенных между собой долинами, хранят свои тайны уже много миллионов лет. Они кажутся безмолвными свидетелями времени, да и само время здесь замедляет свой ход. Никаких следов цивилизации, только горы и небо.

На западном склоне Поясного Камня, Ыджит Из (Большой Камень), как называли Урал древние коми, из малюсенького ручейка берет свое начало Печора совсем рядом со священным местом вогулов ― горой Маньпупунер. «Малая гора идолов» ― так переводится это сложное название с языка манси. Коми зовут их Болванами, а туристы часто именуют Пупами.

Это плато возвышается на территории Печоро-Илычского заповедника в республике Коми и находится под защитой ЮНЕСКО. Попасть на Маньпупунер можно с разрешения администрации заповедника на вертолете или пешком через дикие леса, ручьи, небольшие речки и болота.

Это место стало знаменитым после того, как попало в число семи чудес России в 2008 году. С этого времени сюда потянулись туристы. Те, кто приходит на плато пешком, с некоторой долей презрения относятся к любителям воздушного транспорта. Они считают, что только тот, кто добрался к Болванам, преодолевая трудности, достоин лицезреть их.

 Наша отправная точка ― северный поселок Троицко-Печорск. От Сыктывкара (столицы республики Коми) чуть больше 400 км. Далее по грунтовой дороге мы едем до Усть-Илыча ― места впадения реки Илыч в Печору. Здесь начинается водный путь протяженностью 200 км. Дорога занимает два дня с ночевками на кордонах Изпыред и Усть-Ляга.

Самая сложная часть пути ― лесная тропа. Она начинается сразу за Усть-Лягой. Путь к плато нелегкий, требует физической выносливости. До столбов отсюда ― 36 км. Есть несколько оборудованных стоянок, где можно отдохнуть и подкрепиться. На пути встречается много болот, поэтому лучшая обувь для перехода — резиновые сапоги.

Маньпупунер открывается глазам путников неожиданно. Лес как-то вдруг редеет: кривые березки, кедры и камни на разноцветном склоне не загораживают больше обзор, поднимается ветер, разгоняя полчища комаров, и на склоне горы вдруг вырастают эти исполины. Огромные столбы стоят на страже своих владений, преграждая путь нежеланным гостям.

Сама природа потрудилась над созданием великанов. Останцы ― столбы выветривания, которые образовались благодаря длительной работе ветра и резкого перепада температур: более слабая горная порода разрушалась, а более крепкая, над которой стихии оказались не властны, сохранилась до сегодняшнего дня. Высота этих столбов от 32 до 40 м, они почти как 15-этажные дома, и люди рядом с ними кажутся крохотными созданиями.

Вытянувшись в шеренгу, стоят эти шесть исполинов рядом, а седьмой ― чуть поодаль. Загадочные фигуры поражают причудливыми формами. Воображение тут же рисует образы чудищ с головой верблюда или лошади, которые стерегут здесь свои древние тайны. Они действительно напоминают огромных великанов, которые грозно возвышаются на плоской вершине во главе с предводителем своим ― суровым шаманом. Он словно приподнял руку, пытаясь остановить путников, нарушивших их вечный покой.

О столбах есть красивая мансийская легенда: когда-то великаны-самоеды (ненцы) задумали погубить вогулов. Они грозной поступью гнали предков манси с этих земель. Но, поднявшись на плато, отступили и замерли в страхе, увидев перед собой Ялпынг-Нер ― священную для всех вогулов гору. Их предводитель выронил свой бубен, который тут же превратился в вершину Койт (барабан). Окаменели и великаны, застыв навеки.

Еще одна легенда о красавице Аим, что спасалась от своих преследователей ― братьев-великанов. Пытаясь защитить девушку, ее брат Пыгрычум повернул блестящий щит так, что солнечный свет ударил в глаза великанам и ослепил их. Выронил тогда один великан свой бубен и окаменел вместе с шестью своими братьями.

У народа коми есть свои легенды о каменных богатырях. Говорят, что жили они давно и хотели землю перевернуть, поставив ее на ребро. Но один из главных богов коми Ен не дал им этого сделать и превратил великанов в камень. Каменные идолы стоят на страже своих владений. Потому в этих краях всегда царит глубокое могильное безмолвие.

Тишина и правда здесь такая, что кажется почти неправдоподобной. Но стоит ветру поменять направление, как возникает гул, словно это великаны переговариваются между собой, недовольные тем, что их опять потревожили.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению: 

ДРЕВНИЕ ТАЙНЫ РУССКОГО СЕВЕРА. С.В.ЖАРНИКОВА

ТАЙНЫ КОЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ АЛЕКСАНДРА БАРЧЕНКО

НАСЛЕДИЕ СЕВЕРА. ХРОНИКИ ПОЛЯРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ. ГЕОРГИЙ СИДОРОВ