Вход

«Звериные» тайны сарматского золота

Выставка «Золото сарматов» завораживает с первых секунд: старинные сокровища могут многое рассказать о наших предках. Помимо вездесущих изображений животных – так называемого «звериного стиля» – здесь, в каждом ожерелье и браслете, множество важных деталей. С ними вас познакомят «Каспийские новости».

Коллекция Астраханского краеведческого музея «Золото сарматов» начала формироваться ещё в середине прошлого века. Сегодня в ней порядка 800 единиц. Многие экспонаты были обнаружены случайно. Так, в 1984 году трактористы села Косика Енотаевского района Астраханской области, ремонтируя дорогу, обнаружили настоящий клад. Находки, переданные ими в музей, оказались золотыми украшениями из погребения сарматского вождя I века до нашей эры! Позже выяснилось, что вождь, убитый в возрасте 35 лет в походе, был погребён с большими почестями – в захоронении нашли много золотых украшений, серебряную посуду. Вождь был довольно высок ростом – около 170 см. Он жил в период с I века до н.э. до I первого века н.э.

01 Сарматский воин. Фото: httphistoricalchroniclesarenotforgott.blogspot.ru

Сарматы представляли собой конгломерат кочевых племён, живших с 6 в. до н.э. до 4 в. н.э. В него входили: роксоланы, аланы, аорсы, ираноязычные племена. Сарматы с Урала доходили до Чёрного моря. Это были ираноязычные племена европеоидной внешности. За несение наёмной военной службы ониполучали золотые украшения, сервизы или артефакты – необычные предметы, не характерные для их культуры.

02 Сарматы. Фото: httphistoricalchroniclesarenotforgott.blogspot.ru

Сарматы поклонялись животным. Они представляли вселенную в образе «дерева жизни», объединяющего три мира: подземный (корни), земной (ствол) и высший (крона). Каждому из миров соответствовали свои животные. Их образы выражали представление сарматов о мире, о самих себе и служили талисманами. Например, баран символизировал небесную благодать. Ушастый ёж – связь мира живых с миром мёртвых. Некоторым животным, которые могли «перемещаться» по «дереву жизни» (например, кабан, являющийся и хищником, и травоядным), приписывалась особая магия. Эти и другие образы можно увидеть на ювелирных украшениях и других предметах коллекции «Золото сарматов».

Например, золотые височные подвески в виде всадников на лошадях, с бубенчиками в виде желудей, которые при ходьбе создавали шелестящий звук. При близком рассмотрении можно даже увидеть лица всадников. Кстати, без коней сарматы не мыслили свою жизнь.

03 Серьги в виде коней. Фото Виктории Тамбаевой

Витые браслеты носились на предплечьях. У самого крупного браслета на концах - головы в виде баранов. Поруч (браслет) вождя, подчёркивающий его высокий статус, защёлкивался на запястье. В его нижнем ярусе по центру растянуты шкурки барана.

04 Браслет витой. Фото Павела Симакова05 Поруч. Фото Александра Полежаева

Или, например, гривна (пектораль) косикинского вождя (4 в. до н.э.). Она должна была носиться на шее, но, видимо, была туга, и поэтому надевалась на грудь. На ней изображена так называемая «сцена терзаний»: кошачьи хищники и грифоны терзают тельцов, баранов и оленей – типичная для того времени сцена, отражающая борьбу племён.

06 Гривна. Фото Виктории Тамбаевой

Золотые поясные пряжки в виде ушастых ежей, лапы которых обвивают змеи, крепились к концам пояса. Внутри пряжки, украшенной драгоценными камнями, была полость, куда можно было помещать средства для заживления ран или яд.

07 Поясная пряжка с ежом. Фото Александра Полежаева

Серебряный сервиз с позолотой – это «зарплата» косикинского вождя за наёмную военную службу. В него входит котёл с двумя ярусами изображений: сценой охоты и сценой войны. Ручки котла выполнены в виде вепрей – диких кабанов. Также в сервизе: пиксида–ароматница, таз с изображениями рыб внутри, крышка от сосуда и ритуальная ложечка.

08 Котёл с кабанами крупно. Фото Александра Полежаева09 Ручка в виде кабана. Фото Александра Полежаева10 Пиксида. Фото Александра Полежаева

В составе выставки - не только личные вещи вождя, но и предметы, относящиеся к ритуалу погребения. Например, искусно сделанная золотая витая проволока с балдахина, которым, вероятно, было накрыто захоронение. Также представлен элемент погребальной диадемы, созданный из золотой фольги в виде бутонов цветов.

11 Элемент венка из золотой фольги. Фото Александра Полежаева

Конь воспринимался сарматами как священное животное. Он сопровождал хозяина и при жизни, и в иной мир. В косикинском погребении, кроме украшений вождя, были также обнаружены золотые украшения - бляхи (фалары), которые надевались на узду коня. На крупных золотых фаларах, одеваемых на грудь коня, изображен мифический грифон. Грифоны – существа с телом льва, головой орла и белыми крыльями. Маленькие фалары располагались по периметру узды.

12 Фалары золотые. Фото Павела Симакова13 Фалары серебряны. Фото Александра Полежаевае

По предметам поздних сарматов, представленным в экспозиции музея, уже можно заметить постепенный уход от «звериного стиля», использование геометрических форм.

14 Поздние сарматы. Фото Виктории Тамбаевой

Уникальность астраханской выставки «Золото сарматов» в том, что практически ни один экспонат не повторяется. Экспозиция уже побывала в разных городах России (Москве, Саратове, Ханты-Мансийске), а также за рубежом – в Италии.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

НА ТЕРРИТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ СПАСАЮТ ПАМЯТНИКИ САРМАТСКОЙ И СКИФСКОЙ ЭПОХ

СЛАВЯНЕ, РУССКИЕ И ИХ НЕДРУГИ

АНТЫ И ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА

НЕИЗВЕСТНЫЙ АРКАИМ