Империя воды и камня
Обуздавшие стихию: загадки и технологии цивилизации древних кхмеров
Жемчужина кхмерской цивилизации – храмовый комплекс Ангкор-Ват – грандиозное сооружение, бывший мегаполис и административный центр, построенный в рекордно короткие сроки. Воплощение могущества древнего государства, обуздавшего водную стихию и камень. Кроме того, это модель Вселенной, где божественный символизм сочетается с функциональностью.
«Империя воды и камня» – новая картина, которая знакомит зрителя с историей кхмерской империи – Камбуджадеша и затрагивает тему возможных культурных контактов между исчезнувшими цивилизациями Юго-Восточной Азии и Нового Света. Путешествуя по храмовым комплексам вместе с участниками тематической экспедиции, мы узнаем, как кхмеры достигли столь высокого мастерства в архитектуре и добились ювелирной точности в обработке камня. Зададимся вопросами, откуда в Ангкор-Вате появилась технология полигональной кладки и чем храмы Индокитая похожи на пирамиды Центральной Америки.
Фильм снят по материалам тематической экспедиции «Камбоджа. Загадки храмов Индокитая», организованной клубом путешественников «Достояние Планеты» в октябре 2015 года при участии археолога, к.и.н. Андрея Вячеславовича Жукова.
Расшифровка фильма
Закадровый текст: Что мы знаем о Камбодже? Маленькая страна на Юге Индокитая, пережившая гражданскую войну, сегодня почти незаметная на мировой арене. Однако в период с конца 9-го и до начала 15 века это была могущественная империя Камбуджадеша, включавшая в себя современные территории Вьетнама, Тайланда и Лаоса. В период расцвета империи здесь располагался самый густонаселённый город в мире.По оценкам специалистов население этого города достигало полутора миллионов человек. Ангкор Ват по сей день остаётся самым крупным религиозным сооружением из когда-либо созданных. Даже спустя почти 200 лет после своего второго открытия, храмы Ангкора сохраняют массу загадок.
История кхмерской империи – это история непрерывных войн и непрерывного строительства. За 400 лет её существования, было возведено более двух сотен храмов. Как столь развитая империя могла в одночасье исчезнуть?
Храмовый комплекс Ангкор располагается недалеко от маленького туристического городка Сием Рип, что в переводе с кхмерского означает «тайцы повержены». Это название напоминает о воинственном прошлом древних кхмеров. Впрочем, сегодня Камбоджа – это весьма скромная и небогатая страна с аграрной экономикой. Основные статьи дохода – производства риса и туризм, а также помощь иностранных государств. Второе рождение Камбоджи произошло в 19 веке, когда французы сделали её своей колонией. Тогда же и были открыты многочисленные храмы, затерянные в непроходимых джунглях. Сегодня учёные всего мира трудятся над их восстановлением.
Ангкор Ват не пустовал никогда. Это жемчужина кхмерской цивилизации, построенная как индуистский храм, стала прибежищем для монахов-буддистов. Из-за высоких стен и водного рва может показаться, что Ангкор Ват выполнял функцию крепости. Однако в этом решении кроется вся гениальность архитектурного замысла.
Алексей Ильин, этнограф-исследователь: Все храмы ангкорского периода – это своеобразные модели вселенной, т.е. обязательно наличие молочного моря, которое омывает сам храм, а сам храм символизирует гору Меру.
Закадровый текст: Кроме того, водные рвы вокруг храма выполняли практическую функцию, важность которой сложно переоценить. Климат в Камбодже мусонный. Пол года идут обильные дожди, затем наступает период засухи. Из-за перемены влажности почва находится в постоянном движении,то расширяясь, то сужаясь. Ров окружающий Ангкор Ват, позволяет сохранять стабильный уровень влажности, и таким образом – удерживать грунт и фундамент сооружений. Гармоничное сочетание божественного символизма и практической функциональности формировало саму суть кхмерской цивилизации.
Возникновение империи Камбуджадеша датируется 802 годом н.э. До прихода к власти Джайавармана II страна не имела центральной власти и находилась в состоянии междоусобных войн. Чтобы объединить враждующие кланы под своей властью, Джаяварман II совершил обряд девараджи (дословный перевод - “король-бог”). После которого стал официально считаться воплощённым богом на земле. Этот момент можно считать началом становления Кхмерской империи. И в дальнейшем власть и религия были в ней неразделимы.
Теократическое устройство государства объясняет столь плотную храмовую застройку. Культовые сооружения были не только местом совершения обрядов, они выполняли, в том числе, функции административных центров, а служители культа выступали в роли чиновников. Как и в древнем Египте, тоже теократическом государстве.
У современных археологов мало источников, дающих подробное представление об образе жизни древних кхмеров. В основном это рисунки и записи вырезанные на стенах храмов. Также сохранились записи китайского посла Чжоу Дагуанем, сделанные в 13 веке. Он восторженно описывает великолепные белые храмы с позолоченными крышами, украшенные драгоценными камнями. Сегодня мы видим иную картину и можем лишь представить, как выглядели эти строения в лучшие свои годы. Храмы были воплощением могущества государства и правителей, при которых они возводились. Каждый король стремился затмить достижения своих предшественников, создав нечто более совершенное. За 400 лет существования империи, она семь раз меняла столицу.
Вход в храмы был доступен только для жрецов и членов королевской семьи. Простые люди и даже местная знать селилась в деревянных строениях вокруг храмов. Однако некоторые из домов, имели каменное основание. Недалеко от королевского дворца в Ангкор Тхоме сохранились остатки фундамента таких домов.
Жизнь древних кхмеров протекала вокруг храмов, их значение для древней империи невозможно переоценить. Но как удавалось возводить храмы в таком количестве? Собор парижской Богоматери, современник Ангкор Вата, строился почти 200 лет… Последний же был возведён в течение жизни одного правителя, предположительно за 40 лет.
В период своего рассвета Ангкор был самым густонаселённым городом в мире, мегаполисом доиндустриальной эпохи. Тайские хронисты с гордостью отмечали, что привели из захваченного в 15 веке Ангкора миллион пленных. Безумная для тех времён цифра!
Исследую Ангкор с воздуха, ученые пришли к выводу, что в этом районе существовала разветвленная сеть водных каналов, связанных с рекой Миконг и озером Тон ли Сап на севере. Река Миконг занимает второе место по богатству и разнообразию видов живых организмов, уступая лишь Амазонке. Каналы были источником рыбы, а также позволяли выращивать рис круглый год. Рис и сегодня занимает значительное место в экономике Камбоджи и рационе кхмеров.
Обуздание водной стихии стало основой могущества империи. О том, насколько уважительно кхмеры относились к воде, свидетельствует так называемая река «Тысячи лингамов». Дно священной реки изрезанно тысячами миниатюрных скульптур. Лингамы, выпуклые камни, символы Шивы и одновременно мужского начала. Обрамляющие их рамки, Йони, символизируют богиню Деви и женское начало. Все эти бесчисленные изыски невозможно было сотворить иначе, как изменив русло течения реки, а затем повернув её в первоначальном направлении. Священный водопад до сих пор является для кхмеров особо почитаемым местом. В дни местных праздников здесь собираются тысячи людей, чтобы почтить древнюю традицию и окунуться в священную реку. Богатая и стабильная пищевая база способна объяснить, как древние кхмеры умудрялись возводить многочисленные храмы и в то же время вести непрерывные войны. Но как им удалось достичь такого мастерства в архитектуре?
На примере храмов разных эпох мы можем проследить эволюцию подходов к строительству. Самые ранние из дошедших до нас храмов, относятся к доангкорскому периоду, это 6-7 век нашей эры. В основном это классические для индуизма прасаты, своего рода часовни. Хоть они и не отличаются внушительными размерами, одна деталь привлекает к себе внимание.
Храмы доангкорского периода строились целиком из кирпича. Для скрепления кирпичей использовалась вязкая смесь растительного происхождения с добавлением кирпичного порошка. Само по себе использование кирпича не является удивительным. Древние Египтяне строили кирпичные дома ещё в додинастический период, 5 тысяч лет до н.э.
Строения ангорского периода значительно больше и значительно совершеннее. В их основе - блоки из латерита. Этот камень не отличается красотой, но имеет ряд других преимуществ. Латерит получается, когда из богатой минералами почвы, вымываются легко растворимые минералы: натрий, калий, магний и кремний. В тоже время увеличивается содержание плохо растворимых металлов: железа и алюминия. Почва крепчает и становится непригодной для земледелия.
Латеритовые блоки можно буквально вырезать из земли. Извлеченный латерит затвердевает и превращаются в очень прочный камень, который хорош для строительства основы здания, но не годится для отделки. Внешнюю часть храмов выкладывали более эстетичным песчаником, который в отличие от латерита, не лежит под ногами. Откуда посреди джунглей взялся песчаник? в промышленных масштабах…
Алексей Ильин, этнограф-исследователь: строительный материал, а именно песчаник, брался с ближайшего горного плато, плато Кулен. Находится он на расстоянии 45 км, если по прямой от Ангкорвата, и доставлялась эти каменные блоки водным путём, использовалась река Сием Рип. И все дороги империи, те древние дороги империи, они также дублировались водными каналами. Соответственно, по воде строительный материал и доставлялся к месту постройки храмов.
Закадровый текст: Однако среди каменных блоков встречаются очень большие экземпляры. Едва ли бамбуковый плот смог бы выдержать вес в несколько тонн. Когда блоки доставляли на место строительства, наступала фаза обработки. В отличие от ранних построек, в храмах ангкорского периода не использовалась цементирующая смесь. Блоки подгонялись друг к другу с такой точностью, что между ними не проникает даже лезвие. Но как можно достичь такой точности без промышленной шлифовки? На этот вопрос кхмеры ответили на одном из рисунков в храме Байон. При помощи нехитрого механизма каменные блоки терлись друг о друга до тех пор, пока не становились идеально ровными. Недалеко от Байона воссоздано подобие этого механизма. Дыры в блоках, похожие на пулевые отверстия, породили массу догадок и легенд. Сами кхмеры шутят, что в каждой такой дыре располагался драгоценный камень. Скорее всего, в них помещали деревянные палки, облегчавшие транспортировку и притирку.
В строениях ангкорского периода можно отчетливо увидеть технологию полигональной кладки, то есть использование нестандартных блоков разного размера. И это обстоятельство вызывает ряд вопросов.
Андрей Жуков, к.и.н.: пример полигональной кладки, один блок с таким вот выступом, он не является типовым, т.е. больше таких нет. Основная конструктивная идея полигональной кладки это максимальная сцепка между блоками, не допускающая разрушения при землетрясениях. Но Индокитай совершенно безопасная с точки зрения сейсмологии зона. Откуда здесь взялась эта традиция?
Закадровый текст: Как правило, строительные технологии человечества развиваются в сторону стандартизации. И это легко объяснимо: стандартные блоки легко совмещаются и при необходимости заменяются. Стандартизация строительных материалов широко применялась строителями древнего мира. Все семь чудес света были возведены с использованием этой технологии. Уже в 6 веке нашей эры кхмеры строили прасаты из стандартных кирпичей. Однако величайшие храмы этой цивилизации созданы из разнородных блоков, притёртых вручную. Что заставило древних кхмеров повернуться к столь архаичной технологии?
Андрей Жуков, к.и.н.: Мы привыкли к тому, что в других цивилизациях старого света мегалитические постройки являются более древними, а унификация производства и переход на традицию строительства из кирпича, является более поздним. И на примере Камбоджи мы имеем совершено обратную последовательность.
Закадровый текст: Как уже было сказано, все храмы кхмеров воспроизводят ведический миф о горе Меру. Не удивительно, что они имеют пирамидальную форму. Однако среди них есть и такие, которые вызывают совсем иные аналогии.
Андрей Жуков, к.и.н.: Ступенчатые пирамиды, которые мы сегодня видим в Камбоджи, имеют прямую аналогию только со ступенчатыми пирамидами древних майя или же, например, пирамидой Джосера в Древнем Египте. Традиция строительства пирамид в этом регионе была привнесена извне. Но сегодня мы не можем сказать с какой территории.
Закадровый текст: Прасат Том Пранг, в городе Кох Кер, недвусмысленно намекает на схожесть с храмами ацтеков. Кроме того, история этого строения окутана тайнами. Джаяварман IV, при котором возводилась эта ступенчатая пирамида, имел репутацию короля-колдуна. По легенде - на вершине пирамиды он совершал человеческие жертвоприношения во имя демона Мары, сбрасывая людей внутрь полой пирамиды.
На связь с Южной Америкой указывает ещё одна удивительная находка. Во второй половине 20 века в Перу были обнаружены многочисленные камни с изображениями реально существовавших динозавров: диплодока, тиранозавра, стегозавра. Эти находки получили название «Камни Икки». Одни учёные оспаривают их подлинность, другие пытаются найти объяснения. Но вот что интересно: на стене храма Та Пром также можно встретить вполне отчетливое изображение древнего ящера.
Алексей Ильин, этнограф-исследователь:: Официальная версия, что здесь изображена свинья, а сзади неё располагается цепь гор, хотя мои глаза, также как и ваши, говорят о том, что это явно стегозавр.
Закадровый текст: Могли ли динозавры жить здесь в 12 веке? В таком случае подобных изображений было бы гораздо больше. Другое фантастическое объяснение – возможность связи кхмеров с цивилизациями Америки. Возможно, эти параллели являются результатом простого совпадения. Древние цивилизации возводили пирамиды почти на всех континентах. Возможно, сама идея пирамиды является столь же архетипической, как идея божественной природы власти.
Андрей Жуков, к.и.н.: И получается, что традиция строительства пирамид не зависима от времени, места и народа, является такой общей, глобальной идеей, идеей мировой горы.
Закадровый текст: На протяжении большей части истории кхмерской империи главенствующей религией был индуизм. Брахманы были частью государственной машины, а высшие жрецы нередко роднились с представителями королевской династии. Однако в конце 12 века на престол вошёл Джаяварман VII, самый “великий” и уж точно самый популярный в наше время самодержец времен империи. Ему было суждено круто повернуть вектор развития государства. В истории он запомнился как король-воин и король-гуманист. При нём величина империи достигла максимума, как и масштабы строительства. Байон, Та-Пром, Слоновая терраса и множество других сооружений были возведены 40 лет его правления.
Именно при правлении Джаявармана VII, главной религией империи становится буддизм. Это происходит как в результате внешнеполитических причин, так и в силу личных пристрастий монарха. По легенде, Жена Джаявармана VII, Джаядэви была ревностной поклонницей учения Будды и увлекла этим учением своего мужа. Барельефы новой столицы империи – города Ангкор Тхом и главного храма Байон недвусмысленно указывают на изменения, произошедшие при Джаявармане VII.
Культ Дева-раджи сменился на культ Будда-раджи. Многочисленные лица будды, украшающие Байон, являются в то же время портретными изображениями Джаявармана VII. Не смотря на то, что строительство храмов требовало колоссальных вложений энергии и человеческих жизней, Джаяварман VII остался в истории как король, заботившийся о простом народе. При нём строились больницы и дома отдыха вдоль дорог. Даже сюжеты, вырезанные на стенах Байона отличаются большим вниманием к жизни людей, пастухов и земледельцев.
Однако есть и другая сторона правления Джаявармана VII. На стенах храмов буддийского периода можно увидеть множество барельефов, с изображением Будды… без лица. Однако это не аллегорический замысел древних строителей.
Алексей Ильин, этнограф-исследователь: После ухода из жизни Джаявармана VII, брахманы, служители индуизма, естественно попытались вернуть свою власть обратно, вернуть шиваизм в качестве главной религии. Всё это вылилось в т.н. «шиваитскую реакцию». И эта «шиваитская реакция» являлась одной из причин заката Кхмерской империи, реакция была сверху, она не была поддержана народом, что соответственно вызвало ряд восстаний и также явилось причиной первого тайского прихода, тайского вторжения. Официальной причиной, стало: «мы мол не пограбить, а защитить своих братьев по вере», а калиточку стоит только приоткрыть, назад уже её не закроешь.
Закадровый текст: Преемники короля-будды получили в наследство государство, раздираемое междоусобицами, истощённое войнами и бесконечным строительством. Запаса прочности кхмерской империи хватило ещё на два века. В 1431 году Ангкор был захвачен тайцами. Король бежал из страны. Империя прекратила своё существование. Так что же послужило причиной заката империи? Внешняя экспансия? Внутренние распри? Смена религии?
Как ни странно, буддизм практически не повлиял на государственное устройство и быт кхмеров. Монархия не утратила сакральный характер и сохраняет его по сей день. Буддийские монахи сменили брахманов и также успешно выполняли функции чиновников. Сегодня главной религией Камбоджи по-прежнему остаётся буддизм. Хотя ещё сохранились последователи индуизма, и даже шаманский верований. Здесь все религии живут в мире, святилища разных культов нередко соседствуют друг с другом. Храмовый комплекс Ангкор снова удивил людей своим великолепием лишь в 19 веке, когда французские исследователи буквально “открыли” его среди непроходимых джунглей. Уже много веков на этих землях не жили люди. То, что позволило Ангкору стать великой империей, стало причиной его конца. Интенсивное земледелие привело к латеризации почвы и резкому падению урожайности.
Алексей Ильин, этнограф-исследователь: Произошла латеризация почвы, т.к. они около 500 лет поливая всё пресной, практически дождевой водой, т.е. без нужных минералов, использовали почву, в итоге она отдала всё и окаменела.
Закадровый текст: Густые тропические леса вырубались, чтобы стать новыми рисовыми плантациями. В сезон дождей с гор устремились ничем не сдерживаемые ливневые потоки. Они несли в каналы массы песка и грунта. Система водоснабжения нарушилась. Всё это происходило на фоне постоянных войн. Начался голод. Люди бежали из этих некогда благодатных земель, и в итоге Ангкор, был покинут навсегда. Какого бы величия не достиг бы человек в своём развитии, он остаётся неразрывно связанным с природой, породившей и питающей его.
Печальный конец империи кхмеров должен послужить уроком для нас, современных людей. Бесконтрольное использование природных ресурсов, может нарушить экологический баланс и вызвать катастрофические последствия. И всё же мы не перестаём восхищаться творениями кхмеров. Храмы Ангкора поражают воображение и хранят массу загадок. Мы обязательно вернёмся в Камбоджу, чтобы узнать больше об «Империи воды и камня».
Приобрести книги Андрея Жукова можно на сайте издательства "Концептуал": https://konzeptual.ru
Рекомендуем к ознакомлению:
ДРЕВНЕЕ ПЕРУ: ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ