Вход

Экономика и социальные отношения в древнем Вавилоне

В середине III тысячелетия до н. э. различные западно-семитские племена стали проникать в плодородную низменность Тигра и Евфрата, переходя от кочевого быта к оседлому земледелию. Эти племена скотоводов, которые пасли свои стада овец в сухих степях между Сирией и Месопотамией, как говорится в надписях, еще не знали «ни домов, ни городов» — у них не было «ни зерна, ни хлеба». Они пришли в Двуречье из Страны Запада (Марту) и потому получили название аморитов.

В конце III тысячелетия до н. э. в средней части Месопотамии находился город, носивший еще древнешумерийское название Кадингир, но в котором правил наместник с семитским именем Утур-илу. Возможно, что именно здесь немного позднее возник город Вавилон, ставший крупным торговым и культурным центром, столицей могущественного государства, в котором правили цари из аморитской династии. Выгодно расположенный в самом сердце Месопотамии, где сближаются русла Тигра и Евфрата и скрещиваются важнейшие торговые пути, речные и караванные, Вавилон с течением времени приобрел большое экономическое и политическое значение, особенно в царствование Хаммурапи, который объединил под своей властью почти все Двуречье. Многочисленные сохранившиеся документы, в частности древнейший свод вавилонских законов, административная переписка царя с местными чиновниками, строительные надписи, деловые документы, наконец, богатый архив, найденный в столице государства Мари, дают возможность подробно изучить историю этого времени.

Дипломатические документы из архива в Мари рисуют яркую картину международных отношений, сложившихся в Передней Азии в XVIII в. до н. э. Южные шумерийские города были разобщены, причем особенное значение имела JIapca, в которой правили эламские завоеватели, стремившиеся укрепить свое влияние в Южной и даже Средней Месопотамии. К северо-западу от Вавилона, в долине Евфрата, несколько южнее реки Хабура, находилось государство Мари, которое претендовало на ведущую роль в Передней Азии, занимая выгодное положение между городами и государствами Двуречья и сирийским побережьем. Вполне естественно, что политическая борьба, разгоревшаяся между этими государствами при вавилонском царе Хаммурапи, во многом определялась социально-экономическим развитием этих стран.

Деловые, административные и юридические документы, главным образом хорошо сохранившийся и наиболее полный из всех древневосточных судебников свод вавилонских законов царя Хаммурапи, позволяют восстановить хозяйственную жизнь Месопотамии. Текст законов высечен на большом базальтовом столбе, на котором изображен и вавилонский царь, стоящий в торжественной позе перед верховным богом Шамашем.

Судебник Хаммурапи является дальнейшим развитием шумерийских законов Ур-Намму, Липит-Иштара, а также законов Билаламы, царя Эшнунны. Вавилонский свод более систематичен. В нем чувствуется попытка законодателя объединить в группы близкие по содержанию статьи законов, хотя он все еще не является кодексом в полном смысле слова. Это скорее свод отдельных судебных решений (казуальное право), в котором ясно прослеживаются отголоски и старого обычного права. Судебник содержит ряд статей, касающихся уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности (кража и грабеж), прав воинов. Отдельные статьи касаются владения недвижимостью, торговли, залогового права, семейного права, членовредительства, регламентируют работу зодчих и кораблестроителей, наем рабочей силы. Вступление и заключение носят ярко выраженный декларативный и отчасти демагогический характер. Царь перечисляет в них свои титулы и свои заслуги перед народом, прославляет свое величие, отмечает благодеяния, оказанные стране, указывает на то, что издание законов имеет своей целью установить справедливость в стране, призывает благословения на голову тех царей, которые будут выполнять его законы, и посылает грозные проклятия всем тем, кто не будет их соблюдать или решится их отменить.

В большом вавилонском государстве верховная власть, опираясь на значительный сосредоточенный в ее руках земельный фонд, вторгается в хозяйственную жизнь страны, пытаясь направлять ее развитие. Так как в Южной и Средней Месопотамии было мало лесов и уже в предшествующую эпоху в связи с развитием земледелия многие леса были сведены, в Вавилоне должен был ощущаться острый недостаток строительной древесины. Поэтому царь принимает меры к охране лесов, разбитых на отдельные участки и находившихся в ведении особых лесничих. Сохранился письменный приказ царя расследовать дело о незаконной порубке деревьев на участках, которыми ведали главные лесничие. Лесничие, очевидно, отвечали за сохранность лесов и за должностные преступления карались смертной казнью.

В хозяйственной жизни Вавилонии крупное место занимало скотоводство. В самой Месопотамии было много хороших пастбищ. Обширные степи, простирающиеся к западу от Евфрата, и горные склоны к востоку от Тигра давали возможность кочевым племенам разводить различные породы скота. Вавилонский законодатель заботливо охранял имущественные интересы богатых владельцев стад. По законам Хаммурапи наниматель скота обязан был возмещать собственнику убытки в том случае, если скоту был причинен какой-либо ущерб. Закон устанавливал также ответственность пастуха за вверенный ему скот и налагал на него тяжелое наказание в случае изменения клейма и продажи украденной скотины.

Аллювиальная почва Месопотамии, хорошо удобряемая и орошаемая периодическими разливами Тигра и Евфрата, особенно способствовала развитию земледелия, которое по-прежнему сохраняло свое первостепенное значение. На это образно указывают следующие слова одного документа того времени. «Разве ты не знаешь,— пишет автор одного письма,— что поля — это жизнь страны?»

Развитие земледелия во многом определялось искусственным орошением. Хаммурапи в своих надписях с гордостью сообщает о крупных оросительных работах, которые должны превратить отдельные территории в богатые земледельческие районы и создать «воды земного изобилия» для старинных городов Шумера — Ниппура, Эриду, Ура, Ларсы, Урука и Исина.

Судя по административной переписке царя с местными чиновниками, центральная власть заботилась не только о расширении оросительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь часто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царский дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Если не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, местные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начислялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую силу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи сохранились особые статьи, устанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине происходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего хлеба. Если он этого сделать не мог, то его самого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понесенных владельцами соседних полей.

Широкое распространение получило и садовое хозяйство. Недаром Месопотамия казалась цветущим садом и именно здесь возникла легенда о райском саде, в котором растут прекрасные плодовые деревья. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф — полмины серебра (ок. 252,5 г). Законодатель, стоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если садовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соседнего участка.

Источник

Рекомендуем к прочтению:

Кто грабит наследие Вавилона?

Шумеры оспорили крупнейшее достижение древнегреческих математиков

Геометрию изобрели в Древнем Вавилоне