Вход

Археологи опровергли естественность войн

Исследование останков людей, принадлежавших к культуре Дземон (доисторическая Япония) заставило антропологов усомниться в том, что война является обязательной для человеческого общества. Об этом сообщается в журнале Biological Letters.

Культура Дземон характерна для охотников-собирателей, населявших острова Японии в промежутке между 14 тысячами и 300 лет до нашей эры. Археолог Хисаси Накао (Hisashi Nakao) и его коллеги осмотрели множество скелетов данного периода, найденных по всей стране, и почти не выявили признаков смертельных ранений. Число погибших от таких ран колеблется в пределах 1,82-3,5 процента.

Затем ученые попытались найти «горячие точки» Дземон — скопления скелетов со следами насильственной смерти. Однако таких концентрированных точек насилия не обнаружилось, то есть войн в Японии того времени практически не вели.

По словам ученых, полученные ими данные свидетельствуют о том, что воинственное поведение не является обязательным для человека. Причины войн — не в природе Homo sapiens, а в экстремальных условиях: скудости ресурсов, меняющемся климате, росте населения.

Другие археологические открытия указывают на сильные колебания в числе насильственных смертей в различных культурах. Так, среди останков с 30 археологических комплексов Британской Колумбии (третье тысячелетие до нашей эры) число убитых доходит до 23 процентов, среди жителей Франции и Дании эпохи неолита — до 12 процентов. При этом каменный век южной Калифорнии отличает всего шесть процентов умерших насильственной смертью.

Источник

 

Справка: эпоха Дзёмон

Древнейшие памятники японского искусства относятся к эпохе Дзёмон. Дзёмон культура охотников и собирателей - VII-I тысячелетий до н.э. Дзёмон подразделяется на пять периодов: Архаичный, Ранний, Средний, Поздний и Позднейший. Но первые глиняные сосуды с ногтевым, или шнуровым орнаментом в виде нацарапанных линий появились ещё раньше.

Центрами культуры Дзёмон были остров Хоккайдо и северная часть острова Хонсю. На Хоккайдо появляются первые каменные фигурки - догу, изображающие прежде всего богинь плодородия.

Керамика Среднего Дзёмона - кацудзака, предвосхитила появление общеевразийского "звериного" стиля. Это горшки и урны с двумя, четырьмя, иногда одним ушком-ручкой, но всегда пышно декорированными, скульптурными. Иногда ручка становилась доминирующим элементом изделия - получался причудливый горшок в форме корзинки. Иногда на подобных ручках сосудов проступали человеческие лица или звериные морды, но чаще змеи и драконы. Керамику кацудзака украшают змеи, лягушки и прочие животные тотемного характера. Сосуды этого типа чаще всего находят вблизи культовых центров.

В эпоху Позднейшего Дзёмона возникает керамика камэгаока - по названию деревни, где при раскопках были обнаружены сосуды этого типа. Их отличает весьма тонкая техника обжига и качество декора, но совершенно не понятно их назначение - они или слишком малы, или причудливы по форме, чтобы вообще иметь какое-либо практическое применение.

Кроме камэгаока, Поздний и особенно Позднейший Дзёмон характеризуется качественными изменениями скульптурных изображений. В большом количестве появляются глиняные статуэтки, изображающие людей в богато декорированной одежде, с огромными глазами типа "снежных очков". При раскопках находят много фигурок типа "космонавт". От эпохи Дзёмон остались каменные круги с менгирами, археологи считают, что это своеобразные могильники.

Источник

 

Рекомендуем к ознакомлению:

АЙНЫ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЯПОНСКИХ ОСТРОВОВ

«АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА» И СПОРЫ ОБ ОСТАНКАХ

КИТАЙ ОСНОВАЛИ АРИИ. АНДРЕЙ БУРОВСКИЙ       

КАК УНИЧТОЖИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?