Загадочные балбалы ― каменные бабы в степях Евразии
От древних степных кочевников мало осталось культурного наследия. В отличие от оседлых народов они не имели постоянного жилья и не использовали глиняную посуду и керамику, которая легко бьётся при переездах.
Тем не менее в степях Евразии можно встретить древнее наследие кочевников ― загадочные каменные статуи, которые стоят, как стражи посреди бескрайних степей, протянувшихся от Украины до Монголии.
Тюркские и монгольские кочевые племена использовали ряд похоронных ритуалов. Кроме погребения и кремации они оставляли тела умерших на деревьях. К 628 г. н.э. ситуация изменилась. В «Анналах Суэй» указывается, что тюркские кочевые племена изменили похоронные обряды и начали использовать погребение вместо кремации.
Некоторые могилы оставались неотмеченными. Самый известный подобный случай ― могила Чингисхана. Другие захоронения видны, на их месте устанавливали стелы или каменные бабы (балбалы).
Слово «балбал» существует в языках нескольких народов, населяющих степные регионы: русском, украинском, казахском. Оно предположительно произошло от тюркского слова «баба́», которое означает «отец» или «предок». Балбалы представляют собой кусок камня или дерева, вкопанный в землю. Ему придавали форму человеческой фигуры. Большинство каменных баб в высоту от полуметра до метра.
Женские фигуры встречаются намного чаще, чем мужские и неопределённого пола.
Некоторые каменные бабы выглядят примитивно: плоское тело, наверху ― голова с узнаваемыми чертами лица. На других балбалах много деталей. Например, некоторые держат кубки, у других ― оружие на поясе, третьи носят украшения, например, серьги. Сложные балбалы появились в поздний период, считают эксперты.
В степях Евразии много балбалов, но учёные не могут прийти к единому мнению, кого же они изображают. Самая популярная версия ― это надгробия, установленные на могилах высокопоставленных людей. Фламандский путешественник Гильом де Рубрук писал: «Команы (тюркоязычные кочевники) делали большие могильные курганы и устанавливали над могилой статую с чашкой в руке лицом на восток».
По другой теории балбалы ― это изображения врагов, побеждённых или казнённых кочевниками во время походов. Некоторые верят, что каменные бабы ― объекты культа, обладающие магической силой. На юге Казахстана местные жители делают приношения балбалам, чтобы задобрить духов.
К X веку количество каменных баб, особенно в степях Центральной Азии, начало резко снижаться. Это связывают с приходом ислама, который запрещает изображения человека. Тем не менее каменные бабы, сделанные в предыдущие века, сохранились до наших дней как наследие доисламского прошлого региона.
Но сейчас число каменных баб с каждым годом уменьшается, потому что их крадут, ломают или даже уничтожают. Об этой проблеме в середине XX века говорил казахстанский учёный Алкей Маргулан, Важно сохранить эти статуи, чтобы наследие древних кочевников не исчезло.
Рекомендуем к ознакомлению:
КАМЕННЫЕ ПОЛОВЕЦКИЕ БАБЫ (Г.КРЕМЕНЕЦ)
ЯЗЫЧЕСКИЕ ИДОЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
ЦАРСКИЙ КУРГАН (ГОРНЫЙ ЧАРЫШ, АЛТАЙ)