Какие праздники народ не принимает? Евгений Спицын
Почему 4 ноября так и не стало днем народного единства? Есть ли у русских поводы для государственных праздников? Евгений Спицын – историк и публицист, рассуждает, почему праздники, носящие искусственный идеологический характер, не отмечаются народом? Почему событие 300-летней давности – освобождение Москвы от польских интервентов – не затрагивает сердца простых людей? Почему народ считает, что это праздник на пустом месте, нужный только для того, чтобы покрасоваться на парадах и маршах? Почему личности русских национальных героев Минина и Пожарского не делают этот праздник почитаемым? Неужели дело тут только в отдаленности этих событий от современности? Важно ли, что именно мы празднуем: день освобождения от захватчиков или день основания российской государственности? Как укоренить в сознании человека какую-то важную дату? Насколько важно смысловое и идеологическое «наполнение» праздника? Почему коммунистам удалось ввести государственный праздник – 7 ноября, а современные политики не смогли сделать популярным 12 июня или 4 ноября? Может ли народ праздновать развал СССР и тот факт, что 25 миллионов русских остались за пределами Отечества? В чем прав Путин? Кто убеждает русских, что у них другая нация, и стравливает народы между собой?
Евгений Спицин: Я считаю, что этот праздник, он во многом носит искусственный характер, государственно-идеологический, с не очень понятными государственными целями. Народ как таковой этот праздник не отмечает. Да, действительно, события трехсотлетней давности, освобождение Москвы от польских интервентов и так далее, это знаковая страница в истории России, но дело в том, что эти события настолько далеко отстоят от современности, что празднование этого дня не укорено в сознании современных россиян. И я не думаю, что нынешнему руководству страны или будущему руководству страны удастся это сделать. Все-таки должен быть какой-то государственный праздник, вот у коммунистов был такой праздник, 7 ноября, и мы его воспринимали именно как государственный праздник.
Тогда, значит, надо статус этого праздника менять, либо Вы его делайте как государственный праздник, например, день основания российской государственности, условно говоря, либо, значит, не надо городить огород на пустом месте. А в очередную годовщину этих событий пойти покрасоваться, возложить венки к памятнику Минина и Пожарского, провести какие-то шествия, выступления и так далее, и так далее. Это то же самое, как 12 июня - день России. Кто-то этот праздник празднует, кто-то этот праздник не празднует. Многие справедливо считают, что день принятия декларации о государственной независимости, это отнюдь не праздник, это тот спусковой крючок, который привел фактически к краху Советского Союза, а де-факто исторической России. Ведь мы прекрасно понимаем, что Советский Союз, это была некая оболочка бывшей Российской империи или исторической России, где проживало единая русская неразделенная нация. А сейчас совершенно очевидно, Путин прав, и не только Путин, что русские - самый большой разделенный народ в мире, 25 миллионов этнических русских живут за пределами собственного государства.
Причем, значительной части этих русских людей сейчас на Украине промывают мозги и здорово промывают мозги о том, что они не русские, о том, что они некая отдельная нация, и так далее, и так далее. Натравливают фактически один народ друг на друга, а цель этой компании, она совершенно очевидна, деньги и политика, геополитика, большая геополитика, и все. Поэтому естественно ту роль, которую сыграл Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, она исторически колоссальна, это действительно два русских национальных героя. Был создан Совет всея земли, в состав которого вошло несколько десятков представителей бояро-княжеской аристократии, при распределении полномочий Минин выполнял функции министра финансов, грубо говоря, а Пожарский - верховного главнокомандующего. Я всех любителей истории призываю все-таки, если Вы берете изучать какой-то период отечественной истории, то надо изучать его во всей комплексности, не довольствоваться прочтением одной, двух или трех книжек. Надо читать как можно больше исторических трудов, причем серьезных историков, надо по возможности читать исторические документы, самим анализировать, делать выводы и так далее, ну и познавать серьезно историю своего отечества.