Откуда взялась норманская теория? Евгений Спицын
Норманизм – это историческая или геополитическая проблема? Кто и зачем распространяет русофобские идеи? Можно ли считать варягов норманнами? Способны ли славяне и русские к самобытному развитию? Могут ли они создать собственную государственность или вынуждены жить только под внешним управлением более развитых народов? Существовали ли в древности Новгородская Нормандия и Скандиславия? В чем смысл норманской теории и кто был ее основателем? Когда появились первые работы, посвященные этой тематике? Благодаря кому норманизм получил широкую известность в России? Почему норманская теория завладела умами ученых XIX века? Есть ли под норманской теорией реальные основы? Зачем ВКПБ во главе с Троцким и Бухариным продвигали идеи норманизма? Можно ли считать норманскую теорию проявлением русофобии? Почему норманисты всегда поднимают голову в кризисные для государства моменты? Норманизм – это историческое направление или геополитическая проблема? Евгений Спицын – историк и публицист рассуждает, кто и зачем устраивает политические игры вокруг острых исторических вопросов?
Евгений Спицын: Целый ряд советских и современных историков, в частности Кузьмин, Фомин, Грот, Меркулов и так далее, они установили, что как таковая норманская теория родилась еще в 16 веке. Отцом-основателем этой теории был шведский король Юхан, который впервые в переписке с Иваном Грозным как раз и упомянул о том, что летописные варяги были как раз норманами, то есть выходцами со Скандинавии и так далее. Теория была подхвачена в трудах шведских историков и дипломатов, в частности Петрея и так далее, и так далее, а Байер, Миллер, а потом и Шлёцер, они просто эту теорию, что называется, вынули из сундука, пропахшего нафталином, и пустили ее в ход. Если Вы обратите внимание, то первые работы, посвященные этой тематике, они появились в период правления Анны Иоанновны, как известно, это был период бироновщины, когда все ключевые должности в государственном аппарате занимали немцы, в частности выходцы из Курляндии, Перон, Миних, Кайзерлинг и так далее, и так далее. Смысл норманской теории был до банальности прост, дескать славянская раса и в частности русские, они - дикий варварский народ, который не способен к самобытному развитию, не способен создать собственного государства, и он может жить только под внешним управлением, и вот это государство было как раз привнесено нашим предкам более развитыми германцами, в частности выходцами из Скандинавии. К сожалению, в 19 веке норманская теория овладела умами многих тогдашних историков, начиная с Карамзина и кончая Погодиным. И у нас существует представление о том, что в русской исторической науке вообще норманизм занимал главенствующие позиции.
Это далеко не так. Дело в том, что в последней четверти 19 века появился целый ряд серьезных научных исследований и наших историков, и зарубежных, в частности Гедеонова, Шафарика, Нидерле и так далее. Они убедительно доказали о том, что норманская теория - это, в общем-то, научная мистификация, которая под собой не имеет никаких реальных основ. И до революции, в принципе, норманизм, он перекочевал из нашей страны в европейские университеты, и, в частности, вождем норманистов в конце 19, начале 20 веков в Западной Европе был знаменитый датский филолог Томсон. Но после того, как Российская империя рухнула, и к власти пришла русофобская верхушка, ВКП(б), я имею в виду, прежде всего, Троцкого, Бухарина, вот эту часть руководства партии, значит, норманизм поднял голову в нашей стране. В 1927 году прошли пышные торжества, посвященные восьмидесятилетию Томпсона, было опубликовано несколько работ его и его учеников, посвященных норманской проблеме и так далее, и так далее. В общем, эта борьба между норманистами и антинорманистами, на продолжается и по сей день, в такие пиковые этапы развития нашей государственности, особенно на этапах кризиса русской государственности, норманисты всегда поднимают голову. Так было и в двадцатые годы, так оказалось и в девяностые-двухтысячные годы, у нас, к сожалению, целая плеяда авторов, причем, довольно известных, начиная с Лихачева, с Кринникова, Кирпичникова и так далее, и так далее. Вновь стали активными проводниками норманской теории, причем ряд из современных норманистов, в частности Петрухин, Мельникова, Кан, Клейн, они стали агрессивными проводниками норманской теории. И в их устах вообще появились такие сказочные названия нашей государственности, как Новгородская Нормандия или Скандиславия, то есть соединение Скандинавии и Славянии, Славии, и так далее, и тому подобное.
Норманская теория - это вообще, в моем представлении, это больше даже не историческая проблема, это проблема скорее политическая и даже геополитическая. Как только начинаются какие-то перетрубации на политическом фронте, тут как тут появляются наши доморощенные норманисты и начинают возрождать старые легенды, старые гипотезы, старые теории и так далее, и тому подобное. Они давно вышли за рамки чисто научной дискуссии, я думаю, что это вообще вещь, конечно, в данном случае недопустимая. Ведь смысл любого ученого, настоящего ученого, это поиск истины, а не политические игры вокруг вот этих острых проблем.