Главные проблемы человечества глазами путешественника. Виталий Сундаков
Зачем мы ищем альтернативную хронологию, если нашей цивилизации – конец? Кто предложит новые парадигмы развития мира? Что не так в нашей системе образования? Чему школьники учатся 10 лет и почему после окончания школы они ничего не знают? Можно ли всего за месяц понять, кто ты и зачем живешь, узнать, как устроена планета, зачем нужны науки и как они взаимодействуют между собой? Какая главная проблема сегодня в мире? Почему современный человек не знает, как остановить инволюционный ход и предотвратить расчеловечивание? Зачем нам иная хронология и дешифровка древних символов, если человечеству – конец? Почему безнадежно устарели все существующие на сегодня цивилизационные парадигмы: экономическая, образовательная, нравственная, религиозная? Кто может предложить новые модели развития? Почему наука, как Цербер, охраняет то, что было кем-то когда-то придумано? Российский путешественник, президент Фонда русских экспедиций и путешествий, член Русского географического общества Виталий Сундаков рассуждает, какими должны быть система образования и задачи науки, чтобы появились новые парадигмы развития человечества.
Виталий Сундаков: Я встреча часто со студентами разных ВУЗов по миру и со школьниками, и в последнее время увлекся и, например, говорю после моей встречи, 10 классов образования у Вас уже за плечами, сейчас Вы выпускники, я смотрю, особенно в провинциальном городке, Вы с завистью смотрите на мой IPad или ноутбук, я Вам сейчас его отдам или подарю любому из Вас, если Вы мне в течение часа мне сможете рассказать, чему Вы учились 10 лет. Вот прямо сейчас сядем, и Вы час будете рассказывать, чему Вы за 10 лет научились, вот этот ноутбук Ваш. Больше 20 минут никому пока не удавалось.
Вот что это за система тогда такая или образование? Что здесь сломано, что не так? В то же время я понимаю, что я за месяц могу образовать человека на уровне 10 лет обучения в школе, еще, может быть, дополнительного образования ВУЗа для специальных учебных заведений. Потому что человеку нужно сегодня и с самого начала рассказывать, как он устроен, нужно рассказать, как устроен мир, как устроена планета, как устроены науки, почему они важны, как они вылились в самостоятельные, и какие энергетические связи в них обязательно должны присутствовать для того, чтобы они были не абстрактными и так далее. То есть прямо буквально, как инопланетянина, надо брать человека, садить, давай я тебе расскажу, кто ты, откуда, куда, где ты сейчас живешь, из чего это состоит, какие страны находятся вокруг, чем живут эти люди в этих странах и почему, какие парадоксы, или конфликты, или проблемы неразрешимые существуют между ними, вот почему они не разрешимые, и вот как их можно на самом деле разрешить, и так далее, и так далее. И люди, знаете, одни за час, другие за два, третьи за пять, четвертые за два дня или за неделю говорят: «Да я за неделю узнал больше, чем за всю свою жизнь». Это же не значит, что ты эту неделю ему нон-стопом зачитывал какие-то, просто он как проснулся, он уже начинает смотреть и видеть, слушать и слышать. Это совсем другая, волшебная такая, знаете, история, когда нужно разбудить.
И главная мировая проблема, которая сегодня есть, если ее одним словом обозначиться, я бы называл эту проблему «расчеловечивание». И сегодня ты не знаешь, или собирать какой-то материал, связанный на эволюционный ход, или остановить инволюционный, то есть в противоположную сторону. Прежде, чем тащить, надо остановить то, что катится вниз, закрепить это, зафиксировать, а потом подготовить дорожку, инструменты, не знаю, веревку и технику и начать понемножку поднимать это вверх. А сейчас стремительное падение вниз, расчеловечивание, перелом души. Приходится в рамках рефлексии уже просто останавливать, останавливать, трясти, будить, останавливать, разворачивать. А можно отвернутся от всего этого и сказать, да гори все огнем, какое мне дело до всех до нас? Тогда зачем тебе эти тонкие нюансы, эта иная хронология, дешифровка тех или иных символов, когда человечеству конец приходит, по всем направлениям, то есть все существующие цивилизационные парадигмы сегодня сгнили, и образовательная, и экономическая модель, религиозная, нравственная и так далее, все, прям их можно перечислять. Новые могут предложить только авторы, а авторов уже не осталось, потому что люди разучились быть авторами, особенно те, кто ими должны быть. Или чем занимается наука? Наука должна изучать не исследования, но существует большая часть науки, которая охраняет как цербер то, что было кем-то когда-то по каким-то причинам придумано, создано или сделано до них, не позволяя никому другому прикасаться к этой священной корове.