Технология возведения дольменов
Почему официальная наука до сих пор не признала дольмены культовыми сооружениями и считает их лишь местами захоронения знати? Какие мифы о дольменах распространяют экскурсоводы? Можно ли построить каменное сооружение без высокотехнологичных инструментов? От чего зависел тип дольмена: карточный, корытообразный или монолитный? Действительно ли дольмены есть только в местах, где на поверхность земли выходит камень-песчанник? Каким образом древние мастера поднимали и складывали друг на друга тяжелые каменные плиты? Что за инструменты были у строителей культовых сооружений? Как делалось отверстие в дольмене? В чем секрет ложнопортальных дольменов? Правда ли, что в дольмен может пролезть человек любого веса? Что проще: проникнуть в дольмен или выбраться из него обратно? Сколько человек нужно, чтобы поднять крышку дольмена? Для чего древние строители делали вход в дольмен таким маленьким? Максименко Георгий Захарович – член Академии ДНК-генеалогии, исследователь древней истории ариев и славян раскрывает секреты технологии строительства дольменов и рассказывает о способах проникновения в культовое сооружение.
Георгий Максименко: Это, очевидно, культовое сооружение, не захоронение. По этому поводу идут очень большие дебаты и споры идут с археологами, то есть они до сих пор не признают их культовыми сооружениями. До сих пор они утверждают, что это места захоронения некой знати или вождей и так далее, потому что если каждого хоронить в дольмене, это сколько дольменов надо иметь? Для каждого умершего. Уже более двух тысяч дольменов по всему Кавказу найдено, и учитывая, что рядом с ними имелись огнищанские стоянки, очевидно, что это культовое сооружение для проведения праздников, обрядов, посвященных солнцестоянию и другим праздникам, в том числе и похоронным обрядам. Очень хорошо это показывает дольменная культура, восстановленная, реконструированная ленинградскими археологами, это в ущелье Жане. Это первая дольменная группа, она идеально показывает, что это культовое сооружение. Если внимательно присмотреться, то там видно перед порталом видно, имеются следы грады. Града - это некое костровище, если перевести на современный язык, которое разжигалось перед проведением этих обрядов.
То есть там возжигался огонь, и это очевидно. И огонь не настолько большой, чтобы там, допустим, сжечь тело или еще что-то, нет, а именно размер грады для культового сооружения. То есть это просматриваются отголоски из славянской культуры и славянской веры. И медитация, в том числе, в дольменах проводилась. Чтобы понять, как это делалось, то есть технологию саму, конечно, одной поездки недостаточно. На это уходят у людей десятки лет. Всегда, где есть дольменная группа, как правило, выше дольменной группы имеется карьер. где берут этот камень. Вот когда Вам рассказывают о том, что вот этот камень, дольменный песчаник был принесен за три километра с соседнего ущелья, это говорят экскурсоводы в своих экскурсиях. Это говорится и рассказывается, для кого? Для туристов. Это чисто, так сказать, приемы. У них же там, есть в истории, вот эта чаша Афродиты, где Афродита мылась. Но не факт, что она там мылась и купалась. Нет, на самом деле, технология строительства дольменов, она не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Всегда имеется карьер выше дольмена, всегда имеется спуск этого камня, который берут с дольмена, то есть его спускают сверху вниз и никогда не поднимают снизу вверх. От чего зависит, будет этот дольмен карточного типа, корытообразного или монолитного? Зависит от самого камня, то есть какой камень есть, песчаник, мы его называем дольменным камнем, на самом деле, это камень песчаник. Есть слой породы, который тянется от Анапы, пошел, пошел, пошел, по всему Кавказу идет, по всей видимости он где-то прорвался в районе Очамчира, потому что там кончаются дольмены, дальше их уже нет. Этот слой, он идет, идет, идет, идет. Тут вопрос, где есть выход так, чтобы этот камень можно было взять, не прилагая особых усилий? Тогда же не было ни бульдозеров, ничего. Поэтому там, где порода вышла, и камень этот виднеется, ищется место для закладки этого культового сооружения, потом этот камень добывается оттуда и волоком скатывается. Но одно дело на плечах тащить камень, другое дело подложить бревна и по бревнам скатить его.
Они берут этот монолитный камень, сверху выдалбливают камеру, потом выдалбливают отверстие, сверху находят плиту и накрывают крышкой. Вот это корытообразный. Монолитный, это когда вообще из монолита, они начинают заходить с отверстия, выдалбливать, отверстие продолбили, нужный размер для отверстия, потом начинают выдалбливать камеру. Инструмент, которым выдалбливали, это медный век. Сказать, что медными топорами выдалбливали, я лично в этом очень сомневаюсь. Какие-то были другие инструменты более прочные, которые позволяли отстукивать песчаник. Потому что сам песчаник, он не такой уж мягкий. Если, допустим, брать его и пилить болгаркой абразивным диском, это одно, выстукивать, это другое. Но видно, что выстукивали, именно постукиванием отбивали по кусочку.
Под Туапсе на сотом километре есть очень наглядный монолитный дольмен, у него возраст, по-моему, около четырех с лишним тысяч лет, у него видно, что сначала начинали с одной стороны заходить отверстием, попалась твердая порода внутри песчаника, и они отказались от этого места, перешли на другое. Вот такая трудоемкая кропотливая работа. Нам кажется, что что-то сверхъестественное, нет, ничего там сверхъестественного нет. Раскалывали камень, тоже видно как. Делали такие защипы, вставляли туда металл, грели его, металл разрывался. Мы сначала думали дерево водой поливали, потом поняли, что нет. Все же Бронзовый век, бронзовый клин вбивали, нагревали его, и он от нагрева расширялся, раскалывал, ровненько-ровненько давал надкол. Потом этот надкол аккуратно обрабатывался, обстукивался, и получалась ровная площадь.
Видно, что они делали замки для того, чтобы он не разошелся. Сначала выкладывалась нижняя часть, то есть нижняя плита, потом ставились бока, немножко наклонялись, потом крышка, она идет с замками всегда, то есть под крышкой имеется замок. Для замка они что делали? Они фаску выбили, и все, эта фаска намертво стенку закрепила. В многих дольменах Вы увидите, что если со стороны портала, то есть там, где обрядовая часть проходит, как бы, все ажурно, то сзади дольмена, как правило, там все насыпано, засыпано. Почему? Да потому что как раз по этой насыпи поднимали крышку. Потому что одно дело, когда ее скатываешь, а другое дело, что ее еще надо поднять, на дольмен положить. Вот чтобы положить ее или, наоборот, закладывать, они сзади дольмен присыпали, заднюю стенку, и по ней заталкивали и закрывали, вот весь секрет.
На той же Шапсуге мы нашли разрушенный дольмен, выше вот этого корытообразного, есть там еще несколько дольменов. Мы поняли, что это дольменная группа, засунули руку, пальцами чувствуем, что там вроде какая-то надпись или что-то вроде этого. Любопытство, конечно, раздирает страшно. Решили, значит, эту плиту поднять, но так как плита не подъемная, мы обратились в МЧС, ребята там свои, с "КамАЗом", пытались дернуть эту плиту, у нас ничего не получилось. Почему? Потому что там лес везде, чисто из-за маневренности машины не смогли сдернуть эту плиту. Что мы тогда сделали? Мы собрались все мужики, 8 человек, и мы 8 человек эту плиту вручную перевернули. Оказалась не надпись, оказался замок, крышка оказалась, на крышке замок. Поэтому мы увидели, что выдолблено, а что нам хотелось, хотелось сенсации, вдруг там надпись какая-то. Оказался замок, то есть крышка дольмена. И это к нашим страхам, что оно не подъемное, что оно не транспортабельное и так далее, при желании, когда не боишься, хочешь, и сильно надо, можно осилить. Это говорит о том, что 8-10 человек крышку может вообще поднять и перенести на другое место, даже не волоком, а вручную.