4-й съезд РОИПА: Полярные континенты на средневековых картах. Андрей Жуков
Откуда на западных картах XVI века появилась Антарктида, открытая лишь 300 лет спустя? Где находилась и почему исчезла из атласов Арктида?
Чем вызван неожиданный всплеск развития картографических наук в Западной Европе XVI века? Откуда на картах появляются полярные материки? Почему широкую известность получила карта Пири Рейса, а другие атласы XVI века, более показательные и интересные, остаются в тени? Откуда на картах Меркатора появилась Арктида: это реальный материк или его идеализированная модель? Мог ли еще Платон знать о том, что между Азией и Северной Америкой есть пролив? Кто первым изобразил на карте Арктический материк как архипелаг из разрозненных островов? Может ли существовать Арктида с точки зрения современной океанологии? С чем связано исчезновение Арктиды с карт во времена развития мореплавания? Почему картограф Оронций Финаус не просто нанес на карту подробные очертания Антарктиды, но и указал названия некоторых районов и расположение горных цепей? Соответствует ли карта Финауса реальной географии материка? Какой неизвестный крупный остров изобразил в центре Атлантического океана королевский картограф Филипп Бюаш? Андрей Жуков, кандидат исторический наук, предлагает задуматься, откуда у европейских картографов в XVI веке появились знания, которыми они не могли обладать в силу развития науки?
Андрей Жуков: Доклад мой посвящен полярным континентом не на средневековых картах, а на картах эпохи Возрождения, потому что 16 век – это начало этапа позднего возрождения, и, чтобы быть корректным в хронологии, вынужден немножко поправить. Разрешите, я присяду за компьютер. Значит, доклад, поскольку у нас время ограничено, поэтому буду краток и пройдусь по тезисам. Но я надеюсь просто раскрыть перед Вами в предварительном варианте интересную тему, историческую загадку, приоткрыть такой занавес перед исторической загадкой, которая, в общем-то, не такая древняя, ей 500 лет. Но, надеюсь, что Вы сами убедитесь, что корни этой загадки уходят в глубокую древность. Думаю, все Вы знаете прекрасно о карте Пири Рейса, турецкого адмирала, который датирован 1519 годом, на которой изображено восточное побережье Южной Америки, и в нижнем углу показана смычка с Антарктическим континентом. Но этой карте посвящено достаточно много, было уделено внимания, прежде всего, благодаря работе Чарльза Хэпгуда, «Карты морских царей», которые он опубликовал в 1969 году и подробно разбирал эту карту с точки зрения картографии. Хэпгуд в своей книге также упомянул еще ряд интересных карт, а именно Оронтеуса Финиуса и Хаджи-Ахмеда. И именно об этих картах я сегодня хочу сказать несколько слов, потому что карта Пири Рейса на фоне других карт 16 века является наименее интересной и наименее показательной.
Начало 16 века, точнее говоря, первая четверть, тридцатые годы 16 века явились началом по современной хронологии этапа позднего Возрождения, и в то же время в Западной Европе наблюдается неожиданный всплеск развития картографических наук. Я думаю, что многие тоже знают имя Герарда Меркатора, который в 1569 году выпустил первый атлас мира из 18 карт, он и ввел в понятие, в картографию и в общую лексику термин «атлас» как сборник карт мира. Он же, с его легкой руки появилась Меркаторова проекция, то есть равноугольная цилиндрическая проекция, которую мы можем видеть на большинстве современных карт. Хотя, как установили исследователи, не Меркатор был разработчиком этой картографической проекции, ее зафиксировали еще в 1511 году, то есть за полстолетия до выхода его атласа. Тем не менее, на его атласе 1569 года мы видим, помимо привычных нам материков Старого и Нового света, изображение Северного Полярного материка, я буду употреблять термин Арктида, и Южного материка Антарктиды. Напоминаю, что Антарктида была официально открыта в 1819 году экспедицией наших путешественников Лазарева и Беллинсгаузена, то есть на 300 лет позже. Но, опять-таки, подчеркну, что это было открытие Антарктиды. А естественно, что береговая линия всего этого полярного континента была нанесена гораздо позже, не в начале 19 века. Однако, на картах 16 века мы, как Вы сейчас убедитесь, Антарктида показана именно как конкретный материк, очень близкий по очертаниям к современным представлениям о континенте.
Но начну я все-таки с северного материка Арктиды, поскольку он более близок. На карте Меркатора, в данном случае в цилиндрической проекции, показана Арктида, размазанная по северной части карты. Его атлас был издан уже через 5 лет первый раз после его смерти, а потом в течение 20-30 лет несколько раз переиздавался. Его родной брат, который поддержал традицию старшего брата. И в разных вариантах на атласе Меркатора был показан Арктический материк. Я думаю, что эту картинку все хорошо знают, в данном случае здесь в полярной, так называемой, гномической проекции изображена Арктида. На эту тему уже тоже писали, в интернете есть материалы с очень конструктивной критикой, поэтому я не буду подробно останавливаться, потому что действительно тоже склоняюсь к мысли о том, что это изображение Арктиды, которое появилось у Меркатора, а потом перешло в карты других картографов, является идеализированным построением Арктического материка, возможно, связанного с описанием Платона. Потому что даже не нужно быть большим специалистом в области геологии и географии, чтобы понимать, что такое правильное географическое образование, как Арктида на карте Меркатора, у нас на планете не существует, с кольцевым поясом гор по всему периметру, с четырьмя реками, вытекающими из внутреннего озера, по сути дела, имеющего в центре чуть ли не гору Меру, хотя на карте Меркатора это обозначено как Северный полюс. Поэтому, на мой взгляд, в общем-то, я присоединяюсь к мнению других исследователей этого вопроса, изображение Арктиды на карте Меркатора является идеологическим построением, искусственным построением, основанном на других данных и на желании подогнать это под известные тогда в Европе идеологии Платона.
Но хочу здесь на карте Меркатора отметить несколько моментов. Во-первых, если Вы видите, на верху в районе часа указан Берингов пролив, это, подчеркиваю, 1569 и позже на других его картах, то есть до нашего первопроходца Семена Дежнева еще 50 лет. Здесь на картах Меркатора этот пролив уже указан, и он носит название «Пролив Амана». Он присутствует и на остальных картах, сделанных в других проекциях, поэтому Меркатор, помещая на свои карты изображение полярного Арктического материка, уже знал, имел представление о наличие пролива между Азией и Северной Америкой. Но, что интересно, дело в том, что Меркатор был не первым, кто изобразил Арктический материк на своих картах.
За несколько десятилетий до него были выпущены карты мира других картографов. Это, прежде всего, карта мира Оронтеуса Финиуса, датируемая 1532 годом, то есть за 30 с лишним лет ранее карты Меркатора, на сделана в проекции Винера, тоже разработана в начале 16 века. И карта мира Хаджи Ахмета, турецкого картографа, сделана в той же проекции Винера и также с указанием Арктического материка. К сожалению, здесь очень слабые изображения по разрешению картинки, но, тем не менее, можно видеть, что на этих более ранних картах нет такого стройного, искусственного построения Арктического материка. Он представляет из себя, скорее архипелаг из нескольких островов и не упорядочен так, как это имеет место быть на картах Меркатора. Более того, наиболее интересная картинка, это мне года полтора назад Николай Николаевич Непомнящий подарил фотографию, переснятую в советские времена с какой-то немецкой книжки. К сожалению, не осталось легенды, что эта за карта, но, тем не менее, она наиболее подробна по сравнению с теми картами, которые мы только что видели. Вот северный полюс, вот побережье наше, северо-атлантическое, арктическое побережье и архипелаг. Это тоже 16, скорей всего, вторая половина 16 века, и здесь, до еще открытия Северного полюса, указан арктический архипелаг, который сегодня отсутствует как таковой, потому что, как мы прекрасно знаем, современный профиль океанического дна Северного Ледовитого океана имеет в большинстве своем горные вершины, расположенные на глубине 1,5-2 тысячи метров от поверхности моря и глубже. То есть, с точки зрения современно океанологии и идеологии наличие архипелага здесь предполагать крайне сложно. Поэтому, завершая первую часть, посвященную Арктиде, хочу выделить два момента. О первом я уже сказал, то есть неожиданное появление на картах западноевропейских картографов изображения Арктического материка, это первый момент. Второй момент то, что это изображение присутствовало далеко не на всех картах этого времени. Допустим, картам мира 1544 года Батиста Арнеса, итальянского картографа. Здесь отсутствует изображение Арктического материка на Северном полюсе, и отсутствует изображение Антарктического материка на Южном. То есть параллельно с традицией, которой принадлежал Меркатор, Оронтеус Финиус, Хаджи Ахмед и другие картографы, в Западной Европе параллельно существовала другая традиция, где картографы не владели информацией о наличии полярных материков. И вот этот момент я хотел бы специально отметить, потому что мы к нему еще вернемся.
Теперь, продолжая эту линию к середине 17 и к концу 17 века с европейских карт изображение Арктиды практически исчезает. То есть с развитием мореплавания в полярных широтах путешественники и мореходы убедились в отсутствии там суши, и к концу 17 века карты мира указаны без изображения Арктиды. То есть эта традиция к началу 17 века в западной картографии умерла, хотя южный материк продолжал еще изображаться на протяжении всего 17 века.
Теперь мы перейдем, это еще одна карта мира Жана Джерарда, 1634 года. Все, здесь уже Арктида отсутствует, только куски Гренландии и, возможно, какие-то остатки, здесь трудно судить по данной карте, относится это к Арктиде или к островам Новой Земли. Равно, как и на других картах уже 18 века, 1736 год, здесь абсолютно чистый Северный полюс и абсолютно чистый Южный полюс, без каких-то указаний каких-либо земель.
Теперь перейдем еще к более интересному варианту, а именно к варианту с Антарктидой, то есть с южным полярным материком. Вот карта мира, опять-таки плохое изображение, Оронтеуса Финиуса, 1532 год, здесь опять-таки в гномонической проекции указан архипелаг на Северном полюсе и гораздо в более крупном масштабе и более подробно указана Антарктида. Здесь это окончание Южной Америки, я специально так провернул, вот отдельное изображение. Обратите внимание, здесь Земля Уиллиса, как ее называли сначала 19 века, отдельно названа как регион Паталис, то есть на атласе Оронтеуса Финиуса и на ряде других даже были определены названия определенных территорий Антарктиды, не говоря уже про то, что нанесенные здесь горные цепи вполне соответствуют реальным горным цепям Антарктиды, которые были обнаружены уже в течение 20 века. Вот современное изображение Антарктиды, космический снимок. Вот это Земля Уиллиса, которая обозначена в несколько других контурах на картах Оронтеуса Финиуса.
Это еще одна проекция гномоническая на карте еще одного выдающегося западного европейского картографа Йохана Шредера. Это тоже очень интересный человек был и выдающийся, также работал в первой половине 16 века. Первую карту он выпустил в 1515 году, и там уже было изображение южного полярного материка. Этот атлас у него вышел в 1533, то есть через год после атласа Финиуса. И изображение Антаркитды, как Вы можете видеть, крайне близко к изображению на атласе Финиуса, и тоже Земля Уиллиса обозначена как регион Паталис. Можете сравнить 2 изображения и современные контуры Антарктического материка. Кстати говоря, Шредер был одним из первых, кто предложил систему определения долготы, географической долготы при помощи часов. Но в то время часов в начале 16 века точных не существовало, поэтому прошло еще 200 лет пока, вылетело из головы, кто из англичан получил 10 тысяч фунтов за разработку метода расчета географической долготы при помощи точных часов. Произошло это тоже спустя 200 лет.
Таким образом, более того, Финиус и Шредер были не единственные картографы, которые изображали Антрактиду на своих атласах. Это карта Гильема (14:48), 1556 год, где в иной картографической проекции также присутствует Антарктический континент. Карта хранится в Политической библиотеке, точнее атлас из 36 карт, никто не считает ее современной подделкой, равно, как и другие атласы данного времени, доступна для исследований. Это опять-таки середина 16 века. Это тоже из атласа Гильема (15:18), но уже цилиндрическая проекция, соответственно Антарктида здесь указана размазано и совершенно в других масштабах. И также еще одна карта уже 1583 года, голландского Жака ван де Клу с изображением Атлантического континента.
И параллельно с этой традицией, как и в случае с Арктидой, существовали в Европе в это же время другие карты, которые изображали Южный полюс без каких-либо земель. Вот эта карта Яконсона, уже конец 17 века, здесь только контуры. Более хорошо известная карта Кука, которой он пользовался. Здесь тоже какие-то контуры земель, но отсутствует полное изображение Антарктического материка. То есть, опять-таки мы фиксируем наличие двух традиций, одни картографы имели доступ к информации, где изображался, другие нет.
И самая последняя карта, которую хотел бы показать, 1739 год, выдающийся тоже картограф французский Филипп Бюаш, королевский картограф, то есть первый человек в этой области на государевой службе, изобразил Антарктиду не в виде единого континента, а в виде двух субконтинентов, разделенных широким внутренним морем. Современная, сделанная в восьмидесятые годы 20 века, съемка со спутника показывает, что действительно, Антарктида не является единым материковым образованием, а представляет из себя архипелаг. И некоторые картографы в 18 веке знали об этом.
Таким образом, подводя итоги, что бы я хотел сказать. На примере конца эпохи Возрождения в Западной Европе мы фиксируем появление знаний о полярных континентах, которые не могли быть у европейцев в силу развития тогдашней науки и в силу еще недооткрытого пространства на территории нашей планеты. Эти знания, в отличие от тех же диалогов Платона, не могли быть переданы в виде описания, то есть словами, потому что, пользуясь никакими словами, нельзя дать достаточно точные контуры полярных материков. То есть эти картографы имели перед собой графические образы, графическую информацию, которая должна была быть сделана кем-то ранее. И, к сожалению, естественно это не является предметом изучения со стороны исследователей, поскольку, я считаю, вполне логично, потому что как-то никто не сомневается в их подлинности, но объяснить, откуда эти знания появились среди ограниченного круга людей в определенный период в начале 16 века, никто не может.
И последнее, что я хотел бы сказать, тоже увязывая с нашей атлантической тематикой. Это 1737 год карта того же самого Филиппа Бюаша, королевского французского картографа, на которой изображена центральная часть Атлантического океана. И обратите внимание, здесь вверху показаны острова Зеленого мыса, очень подробно, основная Подкова, вот здесь архипелаг там, где должен быть. А в центре карты на пресечении 30 меридиана и экватора показан огромный остров, кстати говоря, волне соответствует изображению на карте Кирхера, которую Вы можете видеть на наших программах. И севернее еще один остров. В литературе я неоднократно встречал, в 16, в 17, в 18 веках многие картографы, пользуясь морскими легендами и байками материков, помещали в различных акваториях мирового океана, как в Атлантике, так и в Тихом океане, в Индийском, всякие мифические острова, которые не имели место быть. Но если мы берем данный конкретный случай, то есть середина 18 века, когда Атлантика центральная была уже, мягко выражаясь, проходным двором, и королевский картограф будет сажать мифические острова, величиной практически с малых, на пересечении торговых путей? Это еще одна загадка, то есть он даже в силу своей государственной должности не имел право такого делать, Франция была тогда уже развитой морской державой. Но, тем не менее, на его картах эти острова присутствуют, и примерно в той же области, где присутствует остров Атлантис на карте Кирхера. Вот, собственно говоря, все.
Приобрести книги Андрея Жукова можно на сайте издательства "Концептуал": https://konzeptual.ru