Роль культуры в истории. Михаил Величко
Почему мы производим автохлам и покупаем подержанные иномарки? Как культура и этика влияют на исторические сценарии?
Кандидат экономических наук Михаил Величко рассуждает, какую роль в историческом процессе играют причинно-следственные связи, культура, нравственность и этика.
Как связаны история и культура с точки зрения теории управления? Как культура передается от поколения к поколению? Может ли культура обеспечить автоматическое существование общества в гармонии с природой? Почему в каждую эпоху культура – разная? Развивается ли культура, когда люди осваивают новые знания, много читают? Достаточно ли быть начитанным человеком, чтобы считаться культурным? Придет ли «великий учитель» или придется осваивать и применять новые знания самостоятельно? Почему толпа всегда равнодушна к появлению учителя? Можно ли было избежать социокультурных катастроф 1905 и 1917 года? Как история наказывает тех, кто не знает ее законов? К чему может привести и уже приводил рост энерговооруженности? Как научить детей не только потреблять созданное предыдущими поколениями, а творить самим, не нанося вреда природе и обществу? Знает ли история сослагательное наклонение? Какой исторический сценарий не смогли реализовать Романовы, но взяли на вооружение японские монархи? Какую роль в историческом процессе сыграли столыпинские реформы и разрушение общины? Нужны ли общинная этика и круговая порука в условиях современного бизнеса? Почему промышленные корпорации Японии известны на весь мир, а с конвееров нашего автопрома сходит брак? Можем ли мы пойти путем Японии? Как исправить нравственно-этические ошибки и научиться управлять ходом истории?
Величко Михаил: Что в сюжетах мифов образы поведения, образцы решений тех или иных житейских задач, они освящены авторитетом греческих богов, и для греков соответственно были образцами поведения. Но другое дело, что в Греции не сложился единый стандарт, есть вариации мифов, в результате чего разные персонажи имеют разные биографии, разные свойства. Эта история не наша, ее нам пытались навязать, когда греческая и римская культура входила в стандарт нашего образования, и тем самым фактически на Руси в очередной раз формировался раскол общества, когда правящая элита получала одно образование, и у нее был один менталитет, а народ жил своей жизнью, и у него был другой менталитет, иное представление о мире и о мифах Древней Греции. В общем-то, до середины 20 века в простонародье никто ничего не знал.
А что было у нас? А у нас были свои сказки, были свои былины. А там что? А там тоже образцы поведения, причем, понимаете, все такого рода вещи, они имеют некий скрытый смысл, потому что на сюжет можно смотреть со стороны. Вот мы смотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье». Смотрим как? Как зритель, а посмотреть на эту ситуацию с позиции витязя, сидящего на коне, ведь не каждому и в голову такая мысль придет. А дальше получается так, что откуда Вы смотрите на сюжет сказки или былины? Из вне? Или с позиции персонажа того или иного? В зависимости от того, с какой позиции Вы смотрите, Вы получаете тот или иной результат, формируется тот или иной менталитет. Но, в общем-то, все это было ориентировано на то, что весь комплекс былин ребенок узнавал, по всей видимости, к возрасту 5 лет, а дальше на протяжении вступления в юность, если было кому, то могли пояснить некоторые аспекты, которые остаются вне восприятия стороннего наблюдателя, которым надо сопереживать самому, а сторонний наблюдатель, он обычно эту миссию сопереживания избегает, уклоняется от нее, и в результате не получает то, что он должен был бы получить.
И если посмотреть на то, как развивалась наша культура, 20 век – это очень агрессивная вестернизация с попытками истоптать, искорчевать, выжечь все то, что уходит в глубокую нашу собственную древность.
Кандидат экономических наук Михаил Величко рассуждает, какую роль в историческом процессе играют причинно-следственные связи, культура, нравственность и этика.
Как связаны история и культура с точки зрения теории управления? Как культура передается от поколения к поколению? Может ли культура обеспечить автоматическое существование общества в гармонии с природой? Почему в каждую эпоху культура – разная? Развивается ли культура, когда люди осваивают новые знания, много читают? Достаточно ли быть начитанным человеком, чтобы считаться культурным? Придет ли «великий учитель» или придется осваивать и применять новые знания самостоятельно? Почему толпа всегда равнодушна к появлению учителя? Можно ли было избежать социокультурных катастроф 1905 и 1917 года? Как история наказывает тех, кто не знает ее законов? К чему может привести и уже приводил рост энерговооруженности? Как научить детей не только потреблять созданное предыдущими поколениями, а творить самим, не нанося вреда природе и обществу? Знает ли история сослагательное наклонение? Какой исторический сценарий не смогли реализовать Романовы, но взяли на вооружение японские монархи? Какую роль в историческом процессе сыграли столыпинские реформы и разрушение общины? Нужны ли общинная этика и круговая порука в условиях современного бизнеса? Почему промышленные корпорации Японии известны на весь мир, а с конвееров нашего автопрома сходит брак? Можем ли мы пойти путем Японии? Как исправить нравственно-этические ошибки и научиться управлять ходом истории?
Величко Михаил: Что в сюжетах мифов образы поведения, образцы решений тех или иных житейских задач, они освящены авторитетом греческих богов, и для греков соответственно были образцами поведения. Но другое дело, что в Греции не сложился единый стандарт, есть вариации мифов, в результате чего разные персонажи имеют разные биографии, разные свойства. Эта история не наша, ее нам пытались навязать, когда греческая и римская культура входила в стандарт нашего образования, и тем самым фактически на Руси в очередной раз формировался раскол общества, когда правящая элита получала одно образование, и у нее был один менталитет, а народ жил своей жизнью, и у него был другой менталитет, иное представление о мире и о мифах Древней Греции. В общем-то, до середины 20 века в простонародье никто ничего не знал.
А что было у нас? А у нас были свои сказки, были свои былины. А там что? А там тоже образцы поведения, причем, понимаете, все такого рода вещи, они имеют некий скрытый смысл, потому что на сюжет можно смотреть со стороны. Вот мы смотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье». Смотрим как? Как зритель, а посмотреть на эту ситуацию с позиции витязя, сидящего на коне, ведь не каждому и в голову такая мысль придет. А дальше получается так, что откуда Вы смотрите на сюжет сказки или былины? Из вне? Или с позиции персонажа того или иного? В зависимости от того, с какой позиции Вы смотрите, Вы получаете тот или иной результат, формируется тот или иной менталитет. Но, в общем-то, все это было ориентировано на то, что весь комплекс былин ребенок узнавал, по всей видимости, к возрасту 5 лет, а дальше на протяжении вступления в юность, если было кому, то могли пояснить некоторые аспекты, которые остаются вне восприятия стороннего наблюдателя, которым надо сопереживать самому, а сторонний наблюдатель, он обычно эту миссию сопереживания избегает, уклоняется от нее, и в результате не получает то, что он должен был бы получить.
И если посмотреть на то, как развивалась наша культура, 20 век – это очень агрессивная вестернизация с попытками истоптать, искорчевать, выжечь все то, что уходит в глубокую нашу собственную древность.