Вход

Москва белокаменная

В век цифровой фотографии очень сложно объяснить, как кирпичный Кремль получался на старых фотографиях белокаменным, но я попытаюсь.
 

Немного истории

1. СНИМОК НЬЕПСА

Ньепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок». Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещенных местах затвердевает. На незакрепленных и неосвещенных местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры

получил на металлической пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской.

Снимок он так и назвал — гелио­графия (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка началась фотография.
 

2. СНИМОК ТАЛЬБОТА

В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток.

Свой способ съемки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.
 

3. СНИМОК ДАГЕРА

Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. От оптика Шарля Шевалье, создавшего впоследствии объектив для дагеротипной камеры,

он узнал, что Ньепс получил первые обнадеживающие результаты. Дагер заключил с Ньепсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением. Однако в 1833 г. Ньепс умер. Дагер настойчиво продолжал начатое дело и в 1837 г. открыл надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на очувствленной к свету серебряной пластинке. Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры.

Этот снимок Дагер передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка как в светах, так и в тенях. Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем — дагеротипия — и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго. На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.
 

История Московского кремля
В 1367 году, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Однако прочность материала оказалась недостаточной и сооружения «поплыли». При реставрации кремлевских стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах, были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.
Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рис. А. М. Васнецова.

Во второй половине XV века, при Иване III Великом, Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари (см.: Кастелло Сфорцеско). В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами.
Почему не восстанавливали стены из белого камня? 
Его легко обтёсывать и вырезать на нём узоры. Дело в том, что для Москвы кирпич как строительный материал был намного дешевле. Делали его из глины и песка. И того и другого было в Москве много. Из кирпича было легко строить. Его можно одним ударом молотка расколоть пополам, если нужно. А по прочности он не уступал белому камню. 1485 – 1495 годах построен новый кремль из красного кирпича. Были построены новые башни и стены, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата.
По верху стен – двурогие зубцы с бойницами, похожие на ласточкины хвосты. Их больше тысячи. Краснокаменный Кремль, построенный при Иване III, украшает Москву и сегодня. 
Фотографии Московского Кремля
Большинство рисунков Московского Кремля выполнено не с натуры. Художники 19 века перерисовывали его с фотографий очень низкого качества. Нужно отметить очень важное свойство красного цвета - светочувствительная поверхность очень слабо на него реагирует. Давайте сравним современную технику съёмки с возможностями камеры обскура.
Современное фото
Эта же фотография, выполненная техникой середины 19 века.
Дальше выкладываю фото для сравнения попарно, без комментариев.
1я пара

2я пара
3я пара

 
Предлагаю Вашему вниманию оригинальные фото конца 19 начала 20 века.
 

Замаскированная" Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.


Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год.
 
Спасская башня Кремля, 1883 год.
Никольская башня, 1883 год.
Кремль. Раскрашенная хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год.
 

Если художник рисует картину не с натуры а по фотографии, результат будет именно таким

А вот рисунки выполненные до появления фотографии (Кремль тут кажется не сильно белым).

Алексеев, Федор Яковлевич. Красная площадь в Москве. 1801 г.
 
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. 
Художник Ф.Я. Алексеев, нач. XIX в.

Изобретение печати негатив-позитив исправило недостаток красного цвета, и фотографии стали давать реальный оттенок красного.


Дворцы и церкви Московского Кремля. 1909 год.
 
Рисунок первой половины 20 века. К. Юон. Штурм Кремля.
 
Пример фальсификации истории средствами искусства. В действительности никакого штурма не было: революционные войска без единого выстрела вошли в Кремль спустя несколько часов после того, как его оставили юнкера (кремль красного цвета).

Вот более старые рисунки

Красная площадь и Московский Кремль на иконе святого Максима Блаженного. 17 век. 
Пожар Москвы 1812 года. Художник: В. Мазуровский.
Пожар Москвы 1812 года. Художник Йоган-Адам Кляйн. 
Москва в 1812 году: Наполеон покидает Кремль. Художник: М. Оранж.
Кремль при Сталине (середина 20 века).

И только с появлением цветной фотографии вопросы о настоящем цвете Кремля отпали сами собой.

... и появились вот такие рисунки.