Удивительные легенды северных народов
Кто и зачем одомашнил лосей в древности?
Северные легенды сохранили до наших дней необычные предания о белом народе, который пас оленей, лосей и стада мамонтов. В результате глобальной войны между пришедшим с неба злым духом многие из расы белых людей погибли, были вынуждены переселяться в другие места, потеряв мамонтов и перестав разводить лосей. Но до сих под эти лесные гиганты стремятся к человеку, поскольку в их генетической памяти сохранилась тяга к людям. Писатель-историк Георгий Сидоров приводит поразительные примеры, доказывающие, что легенды могут быть вполне реальны.
Георгий Сидоров: Первую легенду мне рассказал Дьячков. Дьячков – это сказитель юкагир из поселка . Он мне рассказывает сказку. Вот решили три богатыря выяснить кто из них сильнее: чукотский богатырь, юкагирский богатырь, хангичу – богатырь по-юкагирски, и русский богатырь. Они решили, чтобы доказать, кто из них могущественней, сильнее, добыть мамонта. Я говорю: "Слушай, я все понимаю, но русские появились то здесь в 17 веке, что у вас мамонты жили?" "Да ну, ты что, Георгий, какие мамонты в 17 веке их не было уже. Это было давно, когда был климат нормальный, все росло, тогда решили добыть мамонта." И он мне рассказывает, как эта борьба была, как каждый добывал мамонта, это долгая легенда.
Я о ней не буду говорить, но факт то, что побеждает русский богатырь. И тогда его признают главным, который будет управлять и Чукоткой, и землей юкагиров. Там еще и эвенский богатырь присоединяется в конце, он помогает русскому богатырю. И получается, что все признают над собой главенство русского богатыря. Я говорю: «Слушай, ну красивая сказка, но ведь....». Он говорит: «да это было давно, тысяч 5-6 тысяч лет назад, эта сказка, может быть, не родилась бы здесь у нас, в Юкагире, на Чукотке. Она могла откуда-то с юга прийти, но мы эту сказку сохранили». То есть, тогда, когда все эти народы на Севере они жили. Тут мамонты не проживут сейчас, там есть нечего, это байки.
А это было очень давно. То есть, она сохранена, эта легенда, она пришла с Юкагира, и скорей всего это было время, когда предки юкагиров, предки чукчей и эскимосов переселялись на Север, когда этот спор был и русские настояли на своем, дали им возможность жить на Севере, раз пустая земля – живите на здоровье. Вот и все. Вторая легенда, очень интересная, мне рассказала старушка-шаманка, эвенкийская. Она даже не легенду мне рассказала, а настоящий миф, который можно взять за исторический факт. Она называет два народа: один народ эндри, второй гомендри. Эндри – народ белой расы, высокие, сильные, мощные богатыри, которые заселяли всю западную Сибирь. Они оленей разводили.
Огромное количество оленей, тысячные стада. А гомендри – это те же самые люди, но они заселяли горную территорию за Енисеем. Все эти Тунгуски, эту Хатангу, там и Таймыр, вплоть до самого океана – огромная территория. Она мне рассказывала о их бытии, что олень – это было не главное, они разводили лосей, они катались верхом на лосях. Они держали их в огромных загонах, но кроме этих лосей они держали тысячные стада мамонтов. Когда она мне стала все это рассказывать, почему эндри, или индри, сам мамонт называется «индрик» – зверь, всем зверям зверь, по-русски. Климат был другой, и сейчас на древнерусском – «мамонт»- «эндрик», «Гомэндри» - «живущий в горах». Понимаете, как. Тут еще звучание гор, они разводили лосей в горах. Вот правильно переводится «люди-мамонты», «люди-звери». И она мне рассказывает, когда первые эвенки сюда пришли, эвенки дали оленя своего, так же как чукчам дали, научили заниматься таежным оленеводством, научили разводить лосей.
Когда-то эвенки знали домашнего лося. Когда я ее слушал, я не знал, что думать, потому что я понимаю – олень – да, олени сейчас домашние, а причем здесь лось, лоси дикий зверь, но она мне упорно говорила: и гомендри, и эндри ездили верхом на лосях по тайге, и лоси даже лучше, чем олень, он пытается всем подряд, корма навалом, олень жил только там, где много мха. И мамонты были главным их занятием, они их очень долго держали, потом они их утратили, потеряли мамонтов, из-за какой-то ужасной катастрофы. Что за катастрофа? Все тоже связано с древним мифом. То есть. Злой дух Харги решил уничтожить людей на земле, и он начал бороться с духом хэвеки – это добрый дух, и началась эта страшная битва: небо горело, земля горела. И тогда эвенки сами упали, забились в пещеры, и им было приказано, эндри и гомендри, белые богатыри им сказали: выходите из-под земли.
Будем сражаться вместе, в союзе с хэвеки, победим харги. И люди вступились в эту борьбу. Белая раса сражалась на стороне доброго духа, и добрый дух одолел харги. Харги был уничтожен, низвергнут, но огонь поглотил мамонтов, они потеряли своих мамонтов, вода поглотила жилища, великая катастрофа настала, люди спасались только в горах и только на правом берегу Енисея. И тогда остались только домашние лоси, и домашние олени. Оленей они подарили эвенкам и эвенам, и они около Байкала, эвены ушли на северо-восток, а эвенки пошли на северо-запад. Сами эндри и гомендри – часть ушла под землю, куда, как – я не знаю, но ушла под землю, а другая часть переместилась лесостепь на территорию современной Бурятии, Хакасии, вот в эти огромные гигантские степи, которые граничат тайгой. Это как раз Кемеровская область, вплоть до Урала.
То есть, это предание, оно очень похоже на истинные вещи, которые на самом деле происходили. Но остался у меня один вопрос: причем здесь лоси? Вопрос был серьезный, потому что не складывается. Олень – понятно, лось – нет. Так интересно сложилось, случайно открываю один из учебников, по одомашниванию животных и вдруг один человек пишет статью, что лось до сих пор является домашним. До сих пор он домашний. У него перестроена генетика. Любой лось – это домашний зверь, его не надо одомашнивать, он давно одомашнен. Просто одичал.
В деревнях ходит скот, пасется на пастбище, к ним пристает лось, и вместе с коровами, лось пасутся, заходят в стойло, приходит хозяин – рядом с коровами стоит семья лосей и ждет, чтобы к нему люди подошли, приласкали его и к нему хорошо отнеслись. Я когда читал, до слез: думал, господи, зачем же мы этого лося то хлещем, убиваем так, ведь он потому и попадает под наши выстрелы, что он человека где-то там, в глубине своей генетики – он его не боится человека. И вот пример того, что лось действительно был одомашнен, пример из моей жизни. Мы поставили сейчас базу, которая стоит сейчас у нас на Васюгане, у нас там лосиха, каждый год приходит к нам, приносит потомство. Мы соберем всех наших собак, лосей не трогаем, они у нас в вольере сидят, зимой ходят свободно – собаки, и вот лосиха ходит рядом с нашими домами, со своими телятами, то один, то два теленка. Мы находим следы лежки, она нас на слуху держит и никуда не уходит. Буквально сто метров, ты что-то делаешь, смотришь, вот он, подошел лось, то есть, он жмется к человеку. Это уже продолжается лет 5. Вот так. Может быть, медведь пугает лосиху. Иногда она спит прямо рядом с домами, одна и та же лосиха, мы ее хорошо знаем, мы ее не трогаем.
Но однажды вот какой был случай, однажды собаки стали лаять, в начале осени, в сентябре. Мы на рыбалку поехали – лают собаки в кусты. Думаем, ну ладно, может, там медведь прошел. Собаки лаяли, лаяли, потом замолкли. Мы их отозвали. Запах почувствовали. Запах падали. Заходим, лежит мертвый лось, огромный лось. Это в ста метрах от нашего дома, лось умер. Там маленькое озерцо, лось пришел умирать. Какой-то мерзавец его стрелял с карабина, видать, ранил тяжело, лось ушел и пришел умирать к людям. Он ярдом с нашим домом умер, собаки его облаяли, он пришел под защиту человека, чтобы его, раненого, медведь не подобрал. То есть, здесь доказательство четкое, что лось и человек – они чем-то связаны. Вот эта легенда - в плане генетическом связаны – эта эвенкийская легенда – она очень серьезная. Поэтому, вот, пожалуйста, я рассказал вам целые истории этих эндри, гомендри, они выступили на стороне духа добра и дали возможность эвенкам жить дальше на Севере. Вот такова эта легенда.