Японские мегалиты
Иси-но-Ходен
Близ городка Такасаго (префектура Хёго) любой желающий может увидеть массивный мегалит под названием Иси-но-Ходен. Это своеобразный «полуфабрикат», то есть блок, так и оставшийся на месте изготовления и имеющий явные признаки того, что он не был доделан до конца. Размеры Иси-но-Ходен – 5,7×6,4×7,2 метра, а вес составляет порядка 500-600 тонн. Главная часть Иси-но-Ходен представляет собой монолит, как бы образованный тремя правильными параллелепипедами, два из которых имеют одинаковые размеры по высоте и толщине, а третий, меньшего размера, симметрично располагается между двумя первыми. На одной из вертикальных поверхностей имеется выступ в форме усеченной призмы. В результате возникает устойчивое ощущение, что объект лежит на боку.
Такое положение лишь на первый взгляд кажется странным. Дело в том, что сделан Иси-но-Ходен достаточно просто – на краю скального массива вокруг большого куска горы выбрана порода, а самому этому фрагменту горы придана описанная выше нетривиальная геометрическая форма. При этом положении Иси-но-Ходен «на боку» оказывается как раз таким, при котором можно было, с одной стороны, гарантированно получить нужную форму объекта, а с другой – минимизировать трудозатраты по выемке породы вокруг него. Однако даже при такой минимизации работы неведомым мастерам пришлось выполнить немало. По приводимым в доступных источниках приблизительным оценкам, объем изъятой скальной породы составляет около 400 кубометров массой около 1000 тонн. Хотя на месте кажется, что вынутой породы раза в полтора-два больше – настолько впечатляют размеры Иси-но-Ходен. Его даже трудно сфотографировать целиком, а стоящий рядом двухэтажный синтоистский храм выглядит рядом с этой каменной громадой просто воздушной конструкцией.
Историки полагают, что Иси-но-Ходен должен был стать гробницей кого-то из древних японских правителей, однако поиски в нем каких-либо полостей пока не привели к успеху. В 2005-2006 годах исследования мегалита организовал Совет по делам просвещения города Такасаго совместно с лабораторией Университета Отэмаэ – проводились трехмерные измерения с помощью лазера и был тщательно исследован характер окружающей породы. В январе 2008-го Обществом по исследованию культурных ценностей Японии были проведены дополнительные лазерные и ультразвуковые исследования мегалита, но в докладе, опубликованном в июле того же года, указывалось на невозможность определения по полученным данным наличия или отсутствия в мегалите каких-либо полостей.
Поверхность мегалита покрыта кавернами, как от скалывания материала, и на первый взгляд производит впечатление ручной обработки, однако здесь отсутствуют регулярные или протяженные следы кайла или аналогичного инструмента. Так что поверхность Иси-но-Ходен заставила Андрея Склярова в очередной раз задуматься о некоем инструменте типа механического «бора», который не скалывал, а просто крошил и размалывал материал. Что же касается назначения мегалита, то у исследователя возникло ощущение, что Иси-но-Ходен должен был стать элементом чего-то существенно большего. Прямоугольные углубления по бокам вызвали ассоциации с некими направляющими, по которым что-то должно было перемещаться, либо наоборот – сам Иси-но-Ходен должен был вдвигаться в какую-то существенно большую конструкцию. А Марии Дудаковой, другой участнице экспедиции, в силу ее архитектурно-инженерной специализации, бросилось в глаза сходство Иси-но-Ходен с фундаментами опор высоковольтных линий электропередачи. Соответствующие бетонные конструкции нередко имеют аналогичные клиновидные или конусообразные элементы, на которые крепятся опоры ЛЭП.
Масуда Ивафун
Другой странный мегалит под названием Масуда Ивафун находится в парке Асука (префектура Нара), примерно в 60 километрах к югу от Киото. Это своего рода ассиметричная «ванна» весом около 800 тонн, издали похожая на потерянный какими-то гигантами валун серого гранита. Его габариты по направлениям восток-запад – около 11 метров, север-юг – около 8 метров, высота – около 5 метров. Валун лежит на склоне близ вершины в таком густом бамбуковом лесу, что, не зная местных троп, найти его весьма непросто. Никаких упоминаний о создании этого странного объекта в письменных источниках нет. Поэтому историки недолго думая просто отнесли его к весьма позднему периоду – если следовать наиболее распространенной ныне версии, это был постамент огромного памятника крупному религиозному, культурному и общественному деятелю Кобо Дайси (774-835 годы), известного также как Кукай. Согласно этой версии, сам памятник был разбит в более поздние времена и использован для строительства каменной стены замка Такатори. Вот только версия эта сильно хромает хотя бы в силу того, что незаконченный мегалит вряд ли мог использоваться в завершенном памятнике. Не согласуются с версией постамента для памятника и множественные странные детали, которые имеются у Масуда Ивафун. Это и ассиметричная форма, и разная глубина двух «ванн» − прямоугольных углублений на верхней грани мегалита, и наличие разных «бордюров» с двух сторон – с одной стороны «бордюр» сделан в виде одной ступеньки, с другой – в виде двух.
Южная сторона Масуда Ивафун производит впечатление законченной поверхности, а вот остальные три остались явно недоработанными. И по характерным особенностям на этих гранях вроде бы можно восстановить порядок обработки. На них нанесены вертикальные и горизонтальные углубления, образующие нечто вроде сетки. По идее, после этого можно было бы снимать материал «ячеек» между линиями сетки. Но гранит имеет цельную кристаллическую структуру, которая такой обработке не поддастся. Так что назначение сетки остается загадкой, тем более что нанесена она не с помощью кайла, которое оставляло бы множественные небольшие сколы, а каким-то инструментом, дававшим цельный полукруглый срез. Участники экспедиции подумали о мобильной бормашине с крупным диаметром бора. Но такой инструмент может создать лишь цивилизация на очень высоком уровне развития!
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть подобное предположение, сподвижники Склярова взяли несколько образцов с обработанных поверхностей мегалита для поиска микровкраплений материала обрабатывающего инструмента, который вполне мог застрять между кристаллами кварца в граните. Пока проведены только предварительные анализы, которые, впрочем, уже дали весьма любопытные сведения. В частности, на образце, взятом с восточной боковой стенки западной «ванны» Масуда Ивафун, обнаружены не только частицы железа с примесями титана и ванадия, но и частицы сплава медь-железо-никель-кобальт. Такой сплав заведомо не имеет никакого отношения к японскому обществу I тысячелетия и указывает на высокоразвитые технологии. Особо показательно наличие в сплаве кобальта, поскольку ныне до 80% этого металла расходуется на получение сверхтвердых, жаропрочных, инструментальных и износостойких сплавов. Эти сплавы находят применение в машиностроении, авиационной технике, ракетостроении, электротехнической и атомной промышленности.
Исибутай-кофун
В парке Асука есть еще одна оригинальная достопримечательность – так называемая гробница Исибутай-кофун. Историки считают ее местом захоронения Сога-но Умако, представителя аристократического рода Сога и видного политического деятеля второй половины VI – начала VII века, сыгравшего немалую роль в закреплении буддизма в Японии. Однако среди различных достижений Сога-но Умако источники упоминают создание усыпальницы рода Сога. Возникает закономерный вопрос: почему же в таком случае сам Сога-но Умако якобы был похоронен не в созданной им родовой усыпальнице, а в отдельной гробнице? Логическое противоречие слишком велико, чтобы не обратить на него внимания.
Еще более сильные сомнения в справедливости официальной версии возникают при виде самой «гробницы». Исибутай-кофун кардинально отличается от всех других гробниц парка Асука размерами гранитных глыб, использованных при строительстве объекта. Вес некоторых громадин превышает сотню тонн. Так, всего два подобных «монстра» образуют крышу конструкции. Есть подобные «камушки» и в кладке стен. Огромные гранитные блоки уложены, как может показаться, довольно небрежно. Местами видны не только щели, но и буквально целые дыры – где-то заложенные камнями небольшого размера, а где-то так и оставшиеся незаполненными, образуя своеобразные отверстия для вентиляции. Однако если присмотреться, то можно заметить, что количество подобных дырок минимально для кладки глыб, имеющих форму, далекую от прямоугольной. Кроме того, притом что каменные глыбы производят впечатление практически необработанных гранитных валунов, строителям удалось добиться того, что внутренние стены сооружения образуют довольно ровно выдержанные плоскости.
Подобным же образом сделан и наружный коридор, который ведет ко входу в «гробницу». Есть у внешнего коридора еще одна примечательная особенность – это идущий по его осевой линии желоб, явно игравший роль водостока. Деталь совершенно нетипичная для каких бы то ни было гробниц. Но каково же было тогда истинное назначение Исибутай-кофун? Среди предположений, сделанных участниками экспедиции, числится даже ангар для небольшого НЛО. Время же создания всех упомянутых в материале памятников старины исследователи склонны относить к той же эпохе, к которой относится и знаменитый Йонагуни, – примерно XIV тысячелетие до нашей эры.
Автор: Валдис Пейпинвш
Источник: Группа Вконтакте "Тайны Прошлого"