Вход

Десять удивительных артефактов древнего мира

Есть, несомненно, миллионы удивительных артефактов древнего мира, которые помогают пролить свет на то, как жили наши далекие предки много тысячелетий назад. Однако некоторые из них особенно выделяются своей уникальностью, глубиной производимого впечатления, или своей способностью дополнять наши знания ранее неизвестными фактами истории. Здесь мы представляем десять таких артефактов. Мы намеренно решили исключить из этого списка хорошо известные артефакты, такие как Антиките́рский механи́зм, Багдадская батарея, Солнечный камень викингов и многие другие известные реликвии. Скорее, мы хотели бы остановиться на некоторых менее известных, но не менее впечатляющих артефактах древнего мира.

Молот Тора (около 900 г. н.э., Дания)

 Находка похожего на Молот Тора артефакта викингов, относящегося к 10-му веку, помогла раскрыть давнюю тайну, связанную с более чем 1 000 древних амулетов, обнаруженных на территории всей Северной Европы. Реликвии, известные как амулеты Мьёльнир (др.-сканд. Mjöllnir «сокрушитель»), по всей видимости, изображают молот, который историки связывают с древнескандинавским богом Тором. Тем не менее, данный вывод не мог считаться бесспорным, так как формы амулетов не предполагали однозначной трактовки, и ни один из них не содержал надписей, позволяющих их идентифицировать. Однако в этом году, еще один аналогичный кулон был найден в районе города Кобелев, на датском острове Лолланд, который содержит руническую надпись «это молот». Отлитый в бронзе и, вероятно, покрытый серебром, оловом и золотом, 1 100-летний кулон подтверждает, что миф о Торе оказал сильнейшее влияние на ювелирное искусство викингов. Согласно скандинавской мифологии, Тор был богом, изображавшимся с молотом в руках, и связанным с громом, молнией, бурей, деревом дубом, силой, защитой человеческого рода, а также со святостью, целительством и плодородием. Тор является особо упоминаемым богом на протяжении всей записанной истории германских народов, начиная с римской оккупации германских областей, и до времени Великого переселения народов, когда в эпоху викингов его культ достиг наивысшей точки, и перед лицом христианизации Скандинавии амулеты Мьёльнир носились в знак сопротивления этому процессу. Многие языческие скандинавские имена являются производными от имени этого бога, что служит свидетельством его большой популярности.

Кипу из Караля (3 000 г. до н.э., Перу)   

Священный город Караль был построен примерно 5 000 лет назад и представляет старейшую из известных цивилизаций Северной и Южной Америки, известную как Норте-Чико. Среди многих невероятных артефактов, обнаруженных на месте раскопок, археологи нашли фрагмент нитей с узелками на них, известных как кипу. Кипу, иногда называемые «говорящими узелками», представляют собой записывающее приспособление, состоящее из цветных, сплетенных и скрученных нитей из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы), или из хлопчатобумажного корда. Известно, что ко времени инков эта система использовалась при сборе данных и ведении различных записей, начиная от контроля налоговых обязательств и надлежащего проведения переписи населения до ведения календаря и военного учета. С помощью узелков в веревках зашифровывалась числовая и другая информация в десятизначной системе. В совокупности, тип шерсти, цвета, узлы и соединения несли как статистическую, так и повествовательную информацию, которую в давние времена могли считывать несколько южноамериканских сообществ. В некоторых поселениях, кипу представляли значительную важность для местных общин, и скорее играли ритуальную роль, нежели служили средством записи. До находки кипу в Карале, никакие другие найденные образцы не относились ко времени, ранее 650 года н.э. Таким образом, важность данной находки заключается в том, что становится очевидным факт использования жителями южноамериканских Анд этой сложной системы записи на тысячи лет раньше, чем это вначале было принято думать.

 Терракотовая детская бутылочки, игрушка и погремушка – все в одном лице (400 г. до н.э., Италия)  

 

В прошлом году археологи нашли в Италии 2 400-летнюю детскую бутылочку из терракота, которая одновременно являлась игрушкой в форме поросенка. Уникальный артефакт является одним из нескольких редких предметов, найденных в прошлом году в местечке Мандурия (недалеко от города Таранто), когда в ходе строительных работ обнажилось мессапское захоронение. Эта реликвия известна как гуттус («капельник»), что представляет собой сосуд с узким горлышком, через которое разливают содержащуюся в нем жидкость. Подобные сосуды использовались для вина и других напитков, однако в этом случае, гуттус предназначался для кормления грудного малыша или маленького ребенка. Уникальность данного сосуда в том, что он выполнен в форме поросенка с заостренными ушками и глазами, напоминающими человеческие. Кроме этого, в живот поросенка вставлены терракотовые погремушки. Возраст сосуда оценивается в 2 400 лет и относится к тому времени, когда юго-восточную область Италии населяли мессапы, группа племен, мигрировавших сюда из Иллирии (области в западной части Балканского полуострова) около 1 000 г. до н.э. Мессапы вымерли после завоевания этой области Римской республикой и ассимиляции местного населения. 

Небесный диск из Небры (около 1 600 г. до н.э., Германия)

Небесный диск из Небры имеет возраст 3 600 лет и сделан из бронзы, он столь необычен, что изначально его считали археологической подделкой. Однако детальный научный анализ показал, что он действительно является подлинным и драгоценным артефактом, и теперь диск включен в реестр «Памяти мира» ЮНЕСКО. Небесный диск из Небры был обнаружен в лесу Ziegelroda, Саксония-Анхальт, Германия. Диск находился внутри огороженной площадки ритуального доисторического захоронения на вершине холма (называемого Миттельберг) вместе с двумя драгоценными мечами, двумя топориками, двумя спиралевидными браслетами и одним бронзовым долотом. Размер диска составляет около 30 см в диаметре, его вес равен 2,2 кг, он украшен сине-зеленой патиной и инкрустирован золотыми символами. Эти символы в основном интерпретируются как солнце или полная луна, лунный полумесяц и звезды (одно из скоплений которых интерпретируется как созвездие Плеяд). Две золотые дугообразные пластины по бокам были добавлены позднее. Эти пластины описывают угол в 82°, что точно соответствует углу между точками заката солнца в дни летнего и зимнего солнцестояние на широте Миттельберга (51° с.ш.). Последним добавлением была еще одна дугообразная пластина в нижней части диска, окруженная многочисленными черточками неопределенного смысла. Эта вставка имеет различные интерпретации, например как Солнечная Лодка ("солнечная ладья") с многочисленными веслами, или как Млечный Путь. Тогда как значительно более ранние земляные сооружения и мегалитические астрономические комплексы, такие как Гозекский круг или Стоунхендж, уже использовались для обозначения солнцестояния, данный диск является старейшим из известных "портативных приборов", предназначенных для подобных измерений. 

Инкрустированный золотом кинжал из кургана Буш вблизи Стоунхенджа (2000 г. до н.э., Англия)

В 1808 году Уильям Каннингтон, один из первых профессиональных археологов Британии, обнаружил то, что затем стало известно как драгоценности короны «Короля Стоунхенджа". Они были найдены в большом кургане бронзового века, находящемся всего в полумиле от Стоунхенджа, известном сегодня как Буш Бэрроу (курган Буш). Внутри 4 000-летнего кургана Каннингтон обнаружил изысканные драгоценности, золотой ромб, служивший застежкой для плаща, и причудливо украшенный кинжал. Первоначально кинжал украшали до 140 000 крошечных золотых шпилек, всего треть миллиметра в ширину. Чтобы изготовить эти шпильки, мастер вначале должен был создать чрезвычайно тонкую золотую проволоку, немного толще человеческого волоса. Затем конец проволоки расплющивался, чтобы получилась головка шпильки, и обрезался с помощью очень острого кремня или обсидиановой бритвы, на расстоянии всего в один миллиметр под головкой. Эту скрупулезную процедуру затем повторяли в буквальном смысле слова десятки тысяч раз. После этого, тысячи крошечных отверстий проделывались в рукоятке кинжала, а на ее поверхность в качестве клея наносился тонкий слой древесной смолы, чтобы закрепить шпильки. Затем каждая шпилька осторожно устанавливалась в приготовленное для нее крошечное отверстие. Было подсчитано, что весь процесс – изготовление проволоки, выделка шпилек, проделывание отверстий, нанесение смолы и установка шпилек – занял бы, по крайней мере, 2 500 часов. 

Солнечная повозка из Трундхольма (около 1700-500 гг. до н.э., Дания)

Солнечная повозка из Трундхольма является отлитым из бронзы с позолотой артефактом, извлеченным из болота на датском острове Зеландия (Шелланн) в 1902 году. Даже если этот артефакт, как утверждается, принадлежит к Скандинавскому (нордическому) бронзовому веку (около 1700-500 гг. до н.э.), его точный возраст все еще не определен. «Колесница» состоит из бронзовой лошади, бронзового диска с тонким листом золота, вдавленного в одну из сторон, и 6 отлитых из бронзы колес, по четыре спицы в каждом. Помимо своего ритуального предназначения, Солнечная повозка из Трундхольма предположительно использовалась в качестве календаря. Эта теория была предложена Клаусом Рандсборгом, профессором археологии из Университета Копенгагена, согласно объяснениям которого размеры золотой дневной стороны соответствуют одной трети солнечного года, в то время как размеры большой центральной концентрической окружности на ночной стороне связаны с шестью лунными месяцами. Поэтому он сделал вывод, что "дневная сторона Солнечной повозки ссылается на солнечный календарь, а ночная сторона   на лунный календарь, что представляется совершенным расчетом".

Оссуарий Иакова (1 век н.э., Израиль)

 

Оссуарий (ковчег, в котором древние иудеи хранили кости умерших) Иакова, как полагают некоторые, является одним из самых ценных библейских артефактов всех времен, поскольку, как утверждается, в этом ящике из известняка, хранились кости предполагаемого брата Иисуса. Если это предположение подтвердится, то это будет первой физической нитью, связывающей нас с Иисусом. На этом погребальном ковчеге первого века нашей эры имеется надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Ящик вырезан из цельного куска известняка, что характерно для погребальных ящиков, которые использовали евреи в Палестине первого века. В те времена тела умерших оставлялись в пещере в течение года, после чего кости помещались в ящик. Этот ящик из известняка оказался в центре самых спорных за несколько десятилетий расследований, связанных с подделкой предметов старины. Израильский департамент древностей (IAA) пытался доказать в суде, что эти предметы были подделаны собирателем древностей Одедом Голаном, но не смог добиться нужного для себя судебного решения. После этого департамент сделал попытку, опять же безуспешную, получить право собственности на артефакт. Утверждается, что перед тем, как вернуть реликвию ее владельцу, израильское правительство совершило в отношении нее акт вандализма.

Флейта Дивье Бабе (58 000 – 43 000 гг. до н.э., Словения)

 

Обнаруженная в пещере в Словении в 1995 году, флейта Дивье Бабе считается старейшим из когда-либо найденных музыкальных инструментов. Сделанная от 60 000 до 43 000 лет назад флейта является обломком бедренной кости пещерного медведя, в которой на некотором расстоянии друг от друга были проделаны отверстия. Ученые, которые отказывают неандертальцам в способности исполнять музыку, отвергли данное предположение, заявив, что отлично расставленные и аккуратно вырезанные отверстия на самом деле являются результатом того, что данный костный фрагмент грызли животные. Тем не менее, общее мнение о том, что флейта Дивье Бабе и в самом деле представляет собой музыкальный инструмент, растет по мере того, как взгляд на неандертальцев как на примитивных, некультурных животных меняется в сторону признания за ними более сложных человеческих черт.

Ящерица Убайд (Убейд) (с 5000 г. до н.э., Ирак)

В начале 20-го века, при раскопках археологического памятника Телль-эль-Убейд в Ираке, археологи совершили необычную находку - многочисленные 7 000-летние артефакты в виде человекоподобных статуэток, обладающих чертами ящериц, в том числе длинными головами, миндалевидными глазами, удлиненными и заостренными лицами и формой носа, как у ящериц. Некоторые из них носят на голове что-то наподобие шлема и имеют своего рода накладки на плечах. Другие статуэтки держат в руках жезл или скипетр, возможно, как символ справедливости и власти. Мужские и женские фигуры изображены в разных позах, однако наиболее странными выглядят женские статуэтки, держащие младенцев, которые сосут молоко. При этом фигурки младенцев также обладают чертами ящериц.Культура Убайд представляет собой доисторическую культуры Месопотамии, которая относится к промежутку между 5 500 и 4 000 гг.до н.э. Как и в случае шумеров, истоки убейдского народа неизвестны. Люди жили в больших деревенских поселениях в домах из сырцового кирпича, ими была создана своя архитектура и сельское хозяйство, они обрабатывали землю с помощью орошения.

 Статуэтки Венеры (30 000 – 10 000 гг. до н.э., Европа)

 Термин «статуэтки Венеры» употребляется в отношении собранных доисторических статуэток, изображающих женщин и изготовленных во времена палеолита. Большая часть статуэток была найдена в Европе, но некоторые были обнаружены на территориях вплоть до Сибири. На сегодняшний день найдено более 200 подобных фигурок, создание которых относят к промежутку времени между 30 000 и 10 000 гг. до н.э. Все изображенные женщины обладают сходными физическими характеристиками, в том числе пышными телами с большими грудями, ягодицами, животом, бедрами и ляжками; также эти фигурки обычно сужаются в верхней и нижней части. Головы фигурок зачастую имеют сравнительно небольшой размер и лишены деталей, на большинстве фигурок отсутствуют руки и ноги. Некоторые фигурки, по-видимому, изображают беременных женщин, в то время как у других подобные признаки не заметны. Фигурки были вырезаны из всевозможных материалов, начиная от мягкого камня (например, стеатита, кальцита, или известняка) до костей, включая слоновую кость, и глины. Последний тип представляет одни из самых ранних керамических работ, когда-либо обнаруженных.Термин «статуэтки Венеры» спорен сам по себе. Навеянный образом древнегреческой богини любви Венеры, термин предполагает, что фигурки изображают богиню. Конечно, это является одним из возможных объяснений, однако оно всего лишь одно из множества предложенных толкований. Налицо существенный разброс мнений в археологических и палеоантропологических кругах относительно возможного использования и символизма этих предметов. Из всего разнообразия выдвинутых гипотез можно выделить следующие: символ женской плодовитости, автопортреты, куклы каменного века, реалистичные изображения существовавших в то время женщин, идеальные представления о женской красоте, религиозные идолы, изображения богини-матери, или даже эквивалент порнографических образов.

 Автор Эйпрел Холлоуэй

оригинал: http://www.ancient-origins.net

 перевод для сайта "Достояние планеты": Сергей Фиров