Старая Рязань. По землям Рязанского княжества (июль 2014)
Клуб путешественников “Достояние планеты” продолжает исследование подлинной истории человечества. Целью очередной экспедиции стал один из крупнейших городов Руси ХI-XIII веков, столица Рязанского княжества, городище Старая Рязань. Здесь в 1822 году местным крестьянином при вспашке поля был обнаружен древнейший символ княжеской Руси - золотые наплечные украшения, датируемые X-XI веком, позднее названные “Рязанские бармы”. Эта находка стала сенсацией того времени и послужила первым толчком научного исследования древнерусских городов.
Городище Старая Рязань расположено в 50 км от современного города Рязань, на высоком обрывистом мысе при впадении реки Серебрянки в Оку.
Место это обросло легендами и преданиями, которые не только запечатлены летописями, но и передаются из уст в уста местными жителями. Именно в этих краях произошли исторические события, связанные с подвигом легендарного русского героя Евпатия Коловрата.
Говорят, что древние основали здесь город неслучайно, земля тут обладает особенной энергетикой, оберегающей людей от эпидемий.
Городище Старая Рязань имеет площадь около 60 Га, окружено оборонительным валом длиной около 1200 метров. По археологическим данным, население города делилось на сословия. Жилища воинов располагались ближе к уязвимым частям крепости, а глубже к центру стояли усадьбы ремесленников и купцов. Здесь соединялось несколько торговых путей, и Старая Рязань являлась военной крепостью, защищавшей окско-волжский торговый путь. По этому пути на ладьях, полных солью и серебряными монетами “дерхемами”, прибывали богатейшие купцы с Ближнего Востока. Товары из жарких земель обменивались на пшеницу,рожь, пеньку, мёд, воск, лён, русские мечи и кольчуги. Но главным богатством Русского Севера были ценные меха - соболя, горностая, куницы, зайца, белки, лисицы, песца и многих других зверей.
Вероятно, этот торговый путь использовали наши предки задолго до образования города, и археологическая наука это подтверждает. В Шиловском районном краеведческом музее представлена в виде экспонатов вся история рязано-окских земель, начиная с каменного века. Тысячелетия напролёт русоволосые белокожие воины защищали эти места от диких кочевников и армий соседних государств. Они отличались суровым нравом, выносливостью и стойкостью к жёстким климатическим условиям.
Народ этот был очень воинственным и регулярно совершал набеги на другие земли, чему свидетельствуют многочисленные трофеи: римские и греческие пряжки, оружие и воинские знаки отличия с разных концов света.
Арабы пишут, что привозили из этих мест клинки ни в чём не уступающие франкским, знаменитым мечам того времени. Металлографический анализ найденного клинка рязано-окцев показал, что это оружие сделано из дамасской стали, то есть сковано из спаянных друг с другом железных полос. Такой клинок обладал невероятной гибкостью и долговечностью. Подобной технологией владели мастера всего в трёх местах на территории восточной Европы: это Северный Кавказ, Прибалтика и Среднее Поочье, о чём свидетельствуют найденные полуфабрикаты дамасской стали.
Присутствие в женской одежде украшения в виде утиной лапки позволяет предположить, что здесь бытовал ведический миф о том, как Творец всего сущего послал утку на морское дно, она достала кусочек ила и так появилась земная твердь.
Надо полагать, истоки верований народов этих мест происходят из времён, которые не затронула не только современная история, но и древнее летописание. В 2003 году российский археолог Илья Ахмедов в непосредственной близости от городища Старая Рязань, в местечке Спасская Лука, обнаружил следы древнего святилища, по строению схожего с английским Стоунхэнджем. Его возраст оценили в 4 тысячи лет.
Археологи обнаружили в Старой Рязани фундаменты аж трёх христианских соборов. Это говорит о том, что уже в 11-12 веках это был христианский город. Однако, нельзя исключать, что некоторые слои населения не поддались очевидным финансовым выгодам от принятия византийской веры и оставались верны родным традициям до самого конца.
По официальной версии, в 1237 году Хан Батый уничтожил Старую Рязань вместе с её жителями, не захотевшими платить ему дань в виде 10% от общего дохода. Рязанский боярин Евпатий Коловрат, вернувшись из Чернигова, увидел пепелище родного города и трупы убитых земляков. Судя по всему, это было именно здесь, в городище Старая Рязань.
В ярости Коловрат собрал небольшой отряд из оставшихся воинов - числом в несколько сотен - и бросился в битву с бесчисленным войском Батыя. Хана позабавила такая храбрость - и он стал наблюдать за происходящим как зритель. А дальше было вот что: “И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно” - так сообщает текст древнерусской “Повести о разорении Рязани Батыем”. После того, как в бою с рязанцами пал шурин Батыя Хостоврул, хан приказал применить против отряда Коловрата камнемётные орудия. Только так их смогли победить.
Официальная летописная история даёт ясный ответ на причину уничтожения города, но пытливые исследователи требуют от археологов вещественных доказательств пребывания в этих местах монголов. Дело в том, что в последнее время появилось множество альтернативных версий событий тех далёких лет. Историческая наука не может твёрдо сказать, какой именно народ упоминается в летописях под названием “татары”? Было ли это войско азиатских кочевников из далёкой пустыни Гоби, или этнический состав врагов Рязанского княжества был совершенно иным?.. Однозначно ясно только одно: в 1237 году Старая Рязань была уничтожена.
Летописная история - странная наука, она не сохранила сведений о месте первого показательного сражения, которое навело ужас на всех русских князей, зато в летописях сохранилась информация о том, каким нравом обладал Хан, перед которым преклонились русские князья.
Итак, сегодня существует немало бесспорных доказательств того, что на территории Рязанской области еще до крещения Руси существовало независимое государство. Его дружины вели как оборонительные, так и наступательные войны. А купцы торговали со всем миром. Однако конец его существованию после прихода христианства положило нашествие с Востока хорошо организованных племён, прозванных в летописи “татарами”.
Зная, что “Тартарией” вплоть до эпохи великих географических открытий именовали всё гигантское пространство от Волги до побережья Чукотки, мы можем предположить, что ни те народы, кого мы традиционно считаем “татарами”, ни предки населения современной Монголии не имели к сожжению Старой Рязани прямого отношения.
Именно поэтому в Рязанской области должны продолжаться исследования. Причём, на этот раз не только археологические, но и антропологические. Наука должна дать более ясный ответ, какой была истинная подоплёка отражённых в летописи исторических событий.