Дивногорье. Легенды верхнего Дона
Предания о меловых столбах и каменных крепостях под Воронежем
Есть в России прекрасное историческое место, о котором сложено множество легенд - как долетописного прошлого, так и Нового времени. Это знаменитое Дивногорье - меловые берега рек Дона и Сосны, на юг от Воронежа. Здесь жили наши предки, начиная с каменного века. Здесь проходил Князь Святослав, собираясь в поход на Хазар. Здесь гуляли шайки Степана Разина и его брата Фрола. С этим местом связана удивительная легенда о чудовище Индере. Интереснейший экскурс в мифическую и историческую области Дивногорья предлагает журналист Юлия Ланская.
Юлия Ланская: Давным-давно собрались языческие боги на горе Гудун, что находится у слияния рек Дон и Тихая Сосна, но спокойно жить им здесь не давали страшные чудовища, ужасный Индр. Все меньше и меньше становилось людей и зверей на берегу великой реки Танаис. Так раньше назывался Дон. Собрались тогда языческие боги на совет. Самый старший бог ярило взял слово – нет сил больше терпеть Индра, пора вызвать чудовище на поединок. И закипела на утро битва. Долго не могли победить боги хитрого Индра. И тогда дали они обет – если удастся нам победить врага, мы окаменеем, и повелели они солнцу не заходить на горизонт и палило солнце нещадно, совсем озверел от жары и зноя чудовище, и решил Индр выпить всю воду из реки и залить солнце, что бы наступила тьма. Почти до дна он выпил великий Танаис, и вдруг лопнуло злое чудовище. С тех давних пор на горе Гудун стоят сторожами окаменелые идолы, удивительные меловые останцы скалистые выступы, напоминающие пирамиды прозвали дивами. Было это в 1389 плыл по Дону реки митрополит Пимен, совершавший путешествие до Азова сквозь разоренные Иордой земли. Не было здесь ни городов, ни сел, ни иных людских поселений. И вдруг там, где впадает в Дон реку тихая Сосна стали над речной поймой дивные кручи с их чудесами, и никто не мог сдержать изумления.
Во времена путешествия ипимона меловых столбцов было порядка 30-ти, сейчас – меньше 10-ти. В конце 19-го века у подножья горы стали строить железную дорогу, строители опасались что столбцы могут упасть на нее и срубили дивы, которые находились слишком близко.
Есть на территории современной России места, которые не объяснимым образом всегда влекли к себе человека. Вот так раскрылись и девьи горы в самом сердце русской равнины в ста километрах южнее Воронежа. Здесь есть все, чем богато южное русское лесостепь, зеленые пойменные луга, чистые реки, разнотравной ковер земли. И как жемчужины этого великолепия ослепительно белые столбы –дивы.
Они образую две обособленные группы – большие дивы, венчающие крутой долинный склон тихой Сосны у хутора Дивногорье, и малые дивы – что выстроились на правом склоне Донской балки железнодорожной платформы – дивно горская.
О происхождение див ни одно столетие спорят ученые. По одной из версий миллионы лет назад на этом месте простиралось море, потом оно отступило и на поверхность вышел осадочный мел. Его обнажение почти непрерывной полосой тянется вдоль крутых склонов Дона и тихой Сосны. Другая версия принадлежит известному историку, археологу 19го века Леониду Борисовичу Вейнбергу. Он считал, что дивы – столбы искусственного происхождения. И это всего на всего остатки каменной стены, некогда защищавший и окружавшей гору вместе с ее обитателями. Он предположил, что дивы были вторым кольцом укрепления средневекового хазарского замка крепости, так называемого маятского городища. Маятским его называли потому что видно его было за многие километры. И потому служило оно маяком для проходящих по Дону судов.
Стены замка были сложены из меловых блоков, высотой 5-6 метров, ширина достигала 6ти метров. Как полагается настоящей крепости –здесь был ров, мост для въезда в крепость, а также под крепостными воротами была вырыта яма ловушка. Сейчас маятское городище заметно только благодаря валам, которые остались от стен. В 80-х годах здесь проходили археологические раскопки, кроме оружия и украшений была найдена керамическая посуда, лучшие экземпляры которой хранятся в музеях Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы.
Тем не менее являются ли дивами остатки хазарской крепости так и не доказана, но то что эта территория больше века принадлежала хазарскому каганату –факт бесспорный. Хазарского правителя называли каганом, а в крепости подобной вояской назначили его наместника другими слоями – полномочного представителя. Наместник вместе с семьей и челядью жил внутри мощной и не приступной крепости, а все остальные жители вокруг селище. Исключением были лишь гончары, которые всегда размещались на почтительном расстоянии от города и селища.
Это была каста ремесленников, у которых были свои секреты гончарного мастерства которое они передавали по наследству. Вероятно, гончаров приравнивали к колдунам как людей огненной профессии и немного побаиваюсь.
А может быть тайну рождения див таит лешит еще одно здешнее чудо – Дивногорский каньон. Когда-то горный поток размыл дно балки и превратили ее в узкое меловое ущелье. Чьи склоны напоминают частый гребень, а меловые отвесные скалы похожи на сказочных животных, застывших в причудливы позах. Ветры разных тысячелетий сделали свое дело – очистив плоть земли от легких частиц, и обнажив плотный монолит из вестника.
В стенках каньона повсюду встречаются остатки ископаемой меловой фауны. Дивногорье по-прежнему "Terra Incognita " для геологов и заповедных для биологов.
Это место издревле притягивало людей – охотники, скотоводы, землевладельцы и кочевники разных эпох поклонялись дивам прося у них удачи и покровительства. Приходили люди к белам сказам шепча заклинание, вспоминая предков своих, приводя потомство, что бы знали и помнили место. А в 9-ом веке поселились здесь роды алан и болгар, подданных хазарского каганата. Вся пойма реки Дон изначально принадлежала славянам – скифам и сарматам. Но целых сто лет хазары сильно притесняли вятичей, обложив тяжкой данью. А если встречали к тому препятствия, то дело доходило до набегов и грабежей. Но в десятом веке великий князь Святослав продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточных славянских земель. При нем в состав Руси вошло княжество вятичей, последних славян, плативших до этого дань хазарам. Прежде чем навести удар по Хазарии он обрушился на ее союзников. Лесные поволжские племена буртасов и наглоджскую Болгарию. Армия булгар была разгромлена. их столицу – город булгар взят штурмом. Теперь Хазария оказалась в одиночестве.
Русская рать спустилась на ладьях вниз по волге и подошла к границам хазарского каганата. Сам каган с войском вышел на встречу руссам, но был разбит, а столица Хазарии город Итиль была захвачена и разгромлена Святославом.
Огнем и мечем прошла русская рать по хазарской земле. Так после похода русского князя, Хазария по существу прекратила свое существование как сильное государство, а Дон снова стал принадлежать славянам.
Бросили аланы и болгары обжитые места свои и ушли из Дона реки на север, иные же искать помощи стали у славян, а древняя крепость и селения остались пустыми, безжизненными перед веками, что наступали в след, а их легенды затерялись в веках.
Хотя вспоминается одна, но уже из другой эпохи. Связана эта легенда с именем казачьего вождя 17-го века Степана Разина. Когда всколыхнул Степан Тимофеевич мятежом весь Дон заволновался и южный воронежский край. А дивы каменные стояли и смотрели как плывут по Дону казачьи струны. То Фрол брат Степана шел на Воронеж дабы захватить хлебное государевы запасы. А потом двинутся и на саму Москву. У больших див на привале разицы узнали, что на них идут большие силы, а помощи ждать не от кого. И повернул Флор назад на встречу горькой судьбы своей и своего мятежного брата.
Плохие виселицы из-за стенки тюремной вечной каторги сделали их и товарищей их. Жестокие годы те прошли, но осталась легенда. Будто по приказу Разина затоплен был в тихой Сосне реки сундук с войсковой казной и если влезть на столб меловой на рассвете, то тень от головы укажет на то самое заветное место.
И еще одна история связана с монахами дивногорского монастыря. Основали его в 1653-м году как деревянную рубленую крепость, стали монахи первыми меловыми зодчими этих мест. Так в меловых столбах была выбита первая пещерная церковь. Главным храмом монастыря стала церковь честь чудотворной иконы сицилийской Божьей Матери, по приданию остановивший в этом храме холерную эпидемию.
Многое пережил дивногорский монастырь - отражал набеги ногайских татар, помогал разницам. Знал годы рассвета и запустения. А когда пришел жестокий век братоубийства междоусобиц совсем был закрыт монастырь в дивных горах.
Рассказывали, как будто некий монах спас иконы сицилийской божьей матери и умирая передал ее верным людям. Что дальше с ней было неведанно. Зато известна дальнейшая судьба этих мест. Монастырь сделали санаторием, когда-то святое место стало постоялом двором. Ни раз являлись к дивам стаи новых варваров, не стесняясь оставлять всюду свои имена. И даже мел камень, стоявший тысячи лет не выдерживал людское бездушие и беспамятство.
Теперь эти места заповедные. Едут сюда любители родной истории со всей страны, и дивятся немым стражникам вечности – дивам. Так и стоят они - для кого-то грозные, для кого-то светлые хозяева этих мест.
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!…
Россия, Русь — куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы —
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России…
Кресты, кресты…
Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они — и где-то у осин
Подхватит это медленное ржанье,
И надо мной —
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье…