Чем был антикитерский механизм?
С детства мы знаем о морских путешествиях мифических героев Эллады - Одиссея, аргонавтов и многих других. В исторической науке давно устоялось мнение о том, что греческие мореходы прекрасно освоили акваторию Средиземного и Черного морей. Корабелы возводили прекрасные и достаточно совершенные морские суда разных типов, навигаторы прекрасно ориентировались по звездному небу. Однако историки полагают, что основным способом мореплавания являлось каботажное, т. е. плавание вдоль берегов.
И только по отдельным, хорошо изведанным маршрутам древние греки могли пересекать моря. О техническом оснащении, необходимом древним навигаторам, известно очень мало. По умолчанию принято считать, что оно было достаточно примитивным, и главным фактором успешных плаваний был личный опыт древних мореходов. Но так ли это обстояло в действительности?
ТАЙНА ШЕСТЕРЕНОК
В 1901 году недалеко от греческого острова Антикитера были обнаружены остатки античного судна. Среди множества артефактов со дна были подняты несколько бронзовых шестерен, которые, благодаря остаткам деревянного корпуса, превратились в монолит. Этот артефакт оставался неизученным до 1951 года, когда английский историк Дерек де Солла Прайс заинтересовался им и впервые определил, что остатки странного механизма являлись когда-то уникальным вычислительным устройством.
Прайс провел рентгеновское исследование механизма и через несколько лет осуществил его реконструкцию, изготовив модель в натуральную величину. В 1959 году ученый опубликовал в журнале Scientific American подробное описание устройства. Исследования продолжались. Остатки механизма были подвергнуты изучению под рентгеновскими лучами. Полная схема устройства была представлена только в 1971 году. При дальнейшем изучении выяснилось, что шестеренок было аж 37, хотя уцелело всего 30. После 20 лет исследований Прайс пришел к выводу, что данный артефакт представляет собой механический астрономический прибор, служивший для моделирования движения Солнца, Луны и, предположительно, еще трех планет — Марса, Юпитера и Сатурна. В основе действия механизма, по мнению неутомимого исследователя, лежал принцип дифференциальной передачи, которая, как ранее считалось, была изобретена не раньше XVI века. Спустя почти сорок лет другой исследователь, Майкл Райт, специалист по механическим устройствам из Лондонского музея науки, предпринял новую попытку изучения древнегреческого навигатора. Он подтвердил основные выводы о предназначении устройства, сделанные Прайсом. Но при этом Райт убедительно показал, что дифференциальная передача, которой так восхищались любители древностей, на самом деле отсутствует. Кроме того, он предположил, что механизм мог моделировать движения не только вышеупомянутых планет, но еще и Меркурия, и Венеры. Дальнейшее изучение выявляло все новые и новые свойства античных шестеренок. Выяснилось, что устройство может складывать, вычитать и делить, а также учитывать эллиптичность орбиты движения Луны.
ДВЕ СТОРОНЫ ПРИБОРА
Сам прибор имел двухстороннее исполнение: лицевая сторона содержала один циферблат, задняя — два. Оба циферблата на задней панели имели добавочные маленькие циферблаты на центральных кругах. Все концентрические кольца, окружавшие циферблаты, были подвижными. Они приводились в движение при помощи поворотного колеса на правой боковой стенке механизма. Передний циферблат был разбит по системе египетского календаря на 12 месяцев из 365 дней. На нем было установлено подвижное кольцо с зодиакальными символами, которое позволяло пользователю настраивать прибор в високосные годы. Этот циферблат, по мнению исследователей, имел три стрелки. Одна указывала дату, две других — расположение Солнца и Луны. То есть циферблат представлял собой своеобразный звездный календарь (по-гречески — парапету), который указывал на восход и заход определенных звезд. Исследователи считают, что изображения многих звезд были выгравированы по всей поверхности этого устройства.
Циферблаты на обратной стороне расположены один над другим. Верхний сделан в виде спирали, каждый виток которой разбит на 47 частей. Всего на нем 235 делений, которые отражают месяцы так называемого 19-летнего Метонова цикла, который служил для согласования продолжительности лунного месяца и солнечного года в лунно-солнечном календаре. Этот цикл был предложен в 433 году до н. э. афинским астрономом Метаном и лег в основу древнегреческого календаря. Нижний диск, имевший 223 деления, отображал цикл затмений сарос, или драконический период, состоящий из 223 синодических месяцев, по прошествии которых затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке. Малый диск на верхнем циферблате служил для рас чета 76-летнего периода по циклу Калиппа. Малый диск на нижнем циферблате показывал 54-летний цикл экселигмос — период, равный примерно 19 756 суткам, или трем саросам, по прошествии которого затмения Луны и Солнца повторяются примерно при одних и тех же условиях.
ТЕХНИКА НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ
Таким образом, антикитерский механизм являлся сложнейшим астрономическим прибором, своего рода механическим компьютером древности, позволявшим не только проводить точные астрономические исчисления, но и прогнозировать определенные небесные события. Исследователи пришли к выводу, что технология, воплощенная в механизме этого прибора, сопоставима с технологией механических часов XIV века. А, по уточненным данным, примерный срок изготовления антикитерского механизма был датирован 150-100 годами до н. э. Более того, после многочисленных экспертиз на механизме были обнаружены остатки надписей (около 2 ООО греческих символов). Как сообщил автору один из греческих исследователей, среди них сохранились и фрагменты технической инструкции по эксплуатации устройства. То есть можно уверенно предположить, что такие механизмы выпускались серийно и были рассчитаны на то, что опытный капитан или шкипер владеет достаточным набором навигационных и астрономических знаний для того, чтобы, получив прибор и ознакомившись с инструкцией, запустить его в работу.
Этот уникальный механизм свидетельствует о высоком уровне навигационного искусства античных мореплавателей и их высоком техническом обеспечении. То, что навигационный прибор древних дошел до наших дней в единственном экземпляре, не означает, что он был единственным подобным устройством. Скорее следует предположить, что уровень познаний древних греков как в области астрономии и навигации, так и в области точной механики был гораздо более обширным и глубоким, чем себе это представляют современные ученые.
Автор: Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук
Источник: Группа ВКонтакте "Тайны прошлого"