Вход

Откуда появилось выражение "Пожить как белый человек"?

Был ли русский народ колонизатором и эксплуататором? Александр Севастьянов

Когда в русском языке возникло известное выражение "жить как белый человек"? Что оно означает? Есть ли в нём расовый или цивилизационный подтекст? Были ли русские колонизаторами и эксплуататорами соседних народов? Почему в Средней Азии в 1916 году вспыхнуло мощное восстание против имперской власти? Можно ли русских сравнивать с англичанами? Политолог и этнолог Александр Севастьянов высказывает свою точку зрения на характер взаимоотношений русского народа с соседями в прошлом.

Александр Севастьянов, политолог, теоретик русского национализма: Существует такое крылатое выражение: «Мы живем как белые люди». Или там: «В этом году мы отдохнем как белые люди». Каждый вкладывает в это свое содержание, но в общем, более менее понятно, так как должно, на высоком, на хорошем уровне отдохнем, не то, что как всякие иные прочие. Откуда, интересно, взялось это выражение и откуда появился сам вот этот такой полуигровой, полушутливый, полусерьезный смысл, который подразумевает, конечно, чувство некоторого превосходства. У меня есть своя гипотеза, которой я хочу с вами поделиться. Вся истории России – это история колонизации земель, зачастую совершенно не мирная колонизация, вооруженная. При этом иногда говорят, что русские всех любили, всех жалели, всех привечали, всех ласкали, оберегали. Это, конечно, не правда. Целый ряд народов исчез с лица земли на территории России, и память о них уже, собственно, исчезает. Какая-нибудь голядь литовская или мурома финская. Этих народов уже просто нет. Да и в Сибири зачастую бывало так, что всех женщин племени забирали себе казаки, и племя просто оставалось бездетным, вымирало и прекращало свое существование. Но однако сказать, чтоб русские при этом как-то себя сильно превозносили, только, пожалуй, по религиозной линии. Шло вот такое некоторое чувство, осознание собственного превосходства. Иноверцев называли басурманами, погаными. И хотя с ними вступали в сексуальные связи, но пока не крестятся, не женились и не выдавали замуж. А начиная с 19-го века, когда Россия очень стремительно приобретает Закавказье, Азербайджан, Грузию, потом Армения, Кавказ завоевывает, Среднюю Азию. Все это происходит в какие-то считанные там полвека, 60 лет, и вот уже мы владеем Туркестаном, и вот мы уже хозяйничаем на Кавказе и в Закавказье. И при этом сталкиваемся постоянно с такими же экспансионистскими устремлениями Англии, в первую очередь, которая тоже имела свои интересы и в Закавказье, в Азербайджане в том же, в Персии, и в Средней Азии, тем более что они опасались за судьбу Индии, к которой вдруг мы приблизились так стремительно и неотвратимо. И вот эта психология, идеология англичан завоевательная викторианская, вы помните, как ее сформулировал Киплинг: бремя белого человека. Мне кажется, что именно в те годы в 19-м веке, в середине 19-го века, эта идея одновременно культуртрегерская, что мы несли медицину, мы несли просвещение, мы несли с собой железные дороги, новые технологии. С одной стороны, мы были просветителями, культуртрегерами по отношению к автохтонному населению, с другой стороны мы были, конечно, эксплуататорами, что уж тут греха таить. И в 1916-м году неслучайно вспыхнуло среднеазиатское восстание, которое потом плавно перешло в Октябрьскую революцию. Это, конечно, не был результат того, что мы и перекрещивали население в христианство и отнимали у них там земли, выгодные промыслы и так далее, все это было. И вот мне кажется, что именно тогда, наверное, могла возникнуть вот эта оппозиция «белые – не белые». Мы как белые люди, а они не как белые люди. Видимо, подхватили, может быть, этот вирус и у наших английских коллег, колонизаторов. А в чем-то это, наверное, было и порождением просто реальной действительности, потому что мы видели, что к тому времени уже мы, русские жили по-европейски, мы уже использовали европейские стандарты и в военном деле, и в инженерном деле, и в промышленном, и в бытовом, и так далее, и так далее. И конечно, мы могли себя олицетворять уже с белым миром, с белой Европой, которая так же в 18-19-м веке огромными приобретениями территориальными отличилась, как и мы. Мы были в то время заодно с белым миром.