Сталин - последователь Грозного
Как модернизировали Россию два самых ненавистных Западу правителя
Все мы живём в стране, созданной Иосифом Сталиным. Это легко проверить: вся промышленность, сеть электростанций, московское метро и даже ядерное оружие (благодаря которому на нас никто не нападает) - созданы при Сталине. А что сделал для нас Иван Грозный? Оказывается, помимо основания самого российского государства, он создал: первую в Европе регулярную армию, экипированную по единому образцу (знаменитые французские "мушкетёры" появились позже русских стрельцов); ввёл суд присяжных; создал сеть школ, унифицировал юриспруденцию и церковные догматы; создал почту (при нём было построено несколько сотен почтовых станций по всей России); заложил основы системы медицинского обслуживания; при нём появились первые аптеки; расширил территорию государства и укрепил границу (при нём построено несколько сот крепостей); централизовал власть. Одним словом, Иван Грозный, как и Сталин, совершил технический, научный и культурный прорыв. Писатель-историк Вячеслав Манягин проводит любопытные исторические параллели.
-И тот и другой Иван Грозный и Иосиф Сталин сделали очень много для развития страны. Посмотрите, все, что мы видим вокруг – наши достижения технические, промышленные, они либо их основы были заложены еще при Иосифе Сталине, либо они возникли сразу при нем, да, либо вскоре после него. Ну, вот самое наглядное – метро. Строилось при Сталине, самые лучшие станции, самые красивые станции. Вообще концепция московского метро – она была заложена при нем, начала реализовываться при нем. Космический полет, ракетная техника – это тоже вся основа заложена при нем, да? Атомные бомбы, благодаря которым мы до сих пор существуем как государство, создано при нем. То есть все, его мы не коснемся самого важного – все создано либо при Сталине, либо по его инициативе. Ведь недаром такой вообщем то человек, который не очень любил Россию как Черчилль, он сказал, что: "Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой". Это действительно справедливая оценка. Если мы посмотрим на эпоху Ивана Грозного, мы увидим, что там происходило, собственно, тоже самое. Ведь Иван Грозный принял страну, в которой царил достаточно большой боярский беспредел, собственно государство разрывали на части. Он не просто его сохранил, он приумножил, но он и преумножил различные технические культурные достижения России, Московской Руси.
Мое мнение – самое главное достижение – это то, что он создал регулярную армию. Причем создали не просто регулярную армию первую в Европе, да. В Европе еще нигде, по-моему, лет сто не было потом регулярной армии. Я имею в виду стрельцов. Это была не просто регулярная армия, это была регулярная армия, которая имела форму мификцированую, такого тоже нигде тогда в Европе не было. И это была регулярная армия, которая имела унифицированное оружие, в том числе и огнестрельное. Помните, знаменитых мушкетеров французских, да. Вот русские стрельцы появились раньше. Хотя на самом деле Иван Грозный, он тоже скопировал их, и, может быть, некоторые удивятся, узнав, кто был образцом для копирования - образцом для копирования была турецкая армия. Турецкая армия в то время, армия османской империи - была технически самая развитая в мире. И вот это перевооружение, переход на огнестрельное оружие начался лет на 30 раньше чем в России. И там были отличные артиллеристы, отличные пушки были, отличное ручное огнестрельное оружие, благодаря которому турки выиграли достаточно большое количество сражений в 16ом веке. А Иван Грозный он очень пристально наблюдал за развитием турецкой армии, и много оттуда перенял. И, наверное, не зря, потому что вообще он кроме себя считал настоящим монархом в мире только единственного человека – турецкого султана.
Остальных он несколько, скажем так, не призирал, но относился к ним снисходительно. И тому остались свидетельства, в том числе в его письмах. Вот он пишет английской королеве, да Елизавете, что: - «Я то думал ты самодержаная правительница, ты как есть пошлая девица», ну пошлая в смысле обычная. Пошлая – это обычная, которая правит, советуясь со своими торговыми мужиками. Исходя из их выгоды, а не из выгоды государства. Или шведскому королю пишет, который был второй, по-моему, в своей династии, что: «Твой отец он еще сам недавно на пристани у купцов бочки с салом проверял, а ты уже король». Да, то есть, как бы относился: «Ну ты не урожденный король, у тебя отец — вот не совсем король, да ты выбранный». Ну, уж про польского короля и говорить нечего. Потому что польские короли избирались на семье, как семье решит – так и будет. Иногда за один семей несколько раз королей меняли. То французского принца захотят, то валашского князя и так далее. Поэтому можно понять Ивана Грозного, который серьезно, как самодержец, относился только к себе и к турецкому султану. И соответственно он много из Турции перенял, в том числе и вот это огнестрельное оружие. Он взял за пример именно построение турецкой армии.
Но, кроме реформы армии, он провел еще ряд других реформ. Например, Иван Грозный знаменит тем, что он создал первую русскую типографию. Одна или две типографии были созданы в Москве и одна типография в Александрове, который 14 лет был фактической столицей России при Иване Грозном. Соответственно раз он создал типографии, то появились при нем и первые русские печатные книги. Кстати это было вызвано тем же процессом централизации государства, и унификации законодательства, унификации религии. Потому что Ивана Грозного, например, в различных частях русского государства даже религия церковная богослужения отличались друг от друга значительно. Иван Грозный был создателем русской почты, в конце концов. При нем было построено несколько сотен почтовых станций по всей России. Иван Грозный заложил основу медицине – при нем была открыта аптека в Москве. Уже не говоря о том, что он построил 300 городов крепостей за время своего правления, правил он 50 лет. То есть если мы посмотрим как бы и при Иване Грозном был такой определенный технический прорыв, причем он из-за границы мастеров каких-то выписывал специалистов, математиков, литейщиков, да. Вот, и при Иосифе Виссарионовиче Сталине тоже был технический научный культурный прорыв. Кстати о культуре, да, и тот и другой и Иван Грозный и Иосиф Сталин были достаточно образованными людьми не чуждыми культурами. Мало кто знает, например, Иван Грозный писал музыку церковную, которые до сих пор сохранились ноты. Иван Грозный писал церковный текст, но тогда просто других не было принято писать текстов, да, стихотворных.
И Иван Грозный был основателем русской публицистики. Вот эта знаменитая переписка с Курбским публичная, да, это не что иное, как первые образцы русской публицистики. А если мы посмотрим на Иосифа Виссарионовича Сталина, то мы вспомним, что он тоже писал свои стихи, и достаточно не плохие стихи. Творчество Ивана Грозного, да, письма эти публицистические, его богословские тексты, молитвы которые он писал – если посмотреть стихи Иосифа Сталина, то мы увидим, что между ними общего много, не только в том смысле что они провели техническое перегружение страны, централизовали власть да, или там умерли в похожих обстоятельствах. Но и в их душевном настрое много общего. Иван Грозный в одном из писем пишет, что: - «Искал я, кто б посочувствовал мне, и не нашлось такого». Заплатили мне злом за добро, ненавистью – за любовь. То, что он делал для страны, а народ простой, кстати, его очень любил, в отличие от бояр, да, князей, и прочих товарищей, которые у власти находились. Масса сказок сохранилась, масса легенд, казачьи песни сохранились, в которых Иван Грозный прославляется, допустим, в песни терских казахов, где они прославляют его за то, что он им дал землю по Тереку, терскому казачеству, да. Или там песни других казахов донских, по-моему, в которых описываются его похороны – все это описывается с любовью, с пониманием того, какого исторического масштаба фигура. Масса сказок сохранилась народных, да, где Иван Грозный описывается как очень положительный герой, да, где он ходит, переодевшись, выходит по ночам из Кремля, ходит там по каким-то местам, встречается с людьми.
А потом когда он утром приходит к себе во дворец – он то, что он узнал от людей, он уже реализует на практике в жизни. А если мы посмотрим на стихи Иосифа Сталина, то одно из стихотворений, конечно, наизусть его не помню, там говорится, как музыкант ходит от дома к дому и пытается с помощью своей музыки побуждать лучшее в людях, но отклика от них не находит. То есть, вот этот общий настрой души - он объясняется тем, что люди, поднятые на самой вершине власти, в одной из самых могущественных стран мира, и старающихся действительно воплотить в жизнь какие-то социальные равенства, понятие справедливости, сделать нечто положительно для своей страны – они во многом встречают именно противоборство со стороны тех, кто должен рядом быть и рядом помогать. И когда они умирают в окружении своих так сказать соратников, да.
И потом история говорит, что Ивану Грозному Борис Годунов со своим там родственником положили в лекарство яд, да, и таким образом его отравили. Или когда там нам говорят некоторые историки о том, что Иосиф Сталин был отправлен, когда ему положили яд в вино на даче во время встречи со своими соратниками. Мы видим, что действительно народ относился к этим вождям хорошо, потому что народ понимал, что эти политические деятели действуют на благо родины, в большом высшем понятии, да. А вот люди, которые находились рядом, которые должны были помогать - они, к сожалению, относились к ним совсем по-другому, и противодействовали их действиям, ради своих каких-то личных амбиций и выгод.