Вход

Дневник экспедиции. Перу с Андреем Жуковым (апрель-май 2015)

День первый. Лима. 

Лима - огромный современный город с высотными зданиями в деловых районах, красивыми современными жилыми домами и особняками колониального периода. Город вытянут вдоль тихоокеанского побережья. Красивые ухоженные искусственно созданные набережные с оборудованными спортивными площадками и парковыми зонами.  Чистый воздух, почти постоянная тонкая дымка, сквозь которую просачиваются солнечные лучи, создают атмосферу душевного равновесия, спокойствия и доброжелательности. И океан, безбрежный, манящий, равнодушно катящий свои волны миллионы лет, знавший времена без набережных, серфенгистов, торговых центров, конкистадоров и инков. 

Сегодня день музеев. Я не фанат хождения по музеям. Точнее я не люблю их "посещать". Туда надо погрузиться, зависнуть на весь день, желательно предварительно ознакомившись с содержанием коллекций и историей находок. Но мы следуем программе и отдаем дань формальностям. 

Музей антропологии и археологии на меня, человека абсолютно несведущего, поначалу не произвел особого впечатления: бесконечно длинные ряды стеллажей с черепами, керамикой. И лишь внимательно вглядываясь в экспонаты, начинаешь осознавать их необычность. Эти удлиненные деформированные черепа со следами трепанации. Что это? Зачем? Как? С подобными чудесами мы еще будем встречаться на протяжении всей экспедиции, задаваться вопросами, высказывать предположения, предлагать свои версии в попытках найти ответы. Позабавили фигурки и сцены откровенной эротической направленности, весьма экзальтированно, надо признать, и неожиданно для меня. Не знала, что в цивилизациях древних индейцев американского континента был так распространен культ соития, не уступающий Индии, а может и превосходящий. Еще больше эта тема раскрывается в музее Ларка Эррера, одном из самых популярных в Лиме. Он расположился в красивейшем вице-королевском особняке с внутренним двориком, в окружении цветов и зелени. Музей Ларко это что-то особенное, тысячи погребальных сосудов, отражающих души людей. Кажется, если снять их с полок, поместить в комнату и остаться с ними наедине, через какое-то время сможешь почувствовать этих людей, погрузиться в их сознание. В такие моменты постигаешь, что единовременно существуют несколько миров, движущихся параллельно.  Экспонаты, представленные здесь, относятся к доинкскому периоду. В основном это культура мочика, знаменитая своей потрясающей портретной керамикой. Отсутствие традиционной письменности с лихвой восполнилось наглядной передачей информации о всех событиях жизни. Керамические скульптуры в красочных деталях изображали людей, животных и целые жанровые сцены преимущественно эротического содержания.  От такого обилия разнообразных откровеннейших картин интимной жизни невольно впадаешь в ступор. В общем, это надо видеть.

И прекрасный переход в другое состояние - музей аэронавтики, в котором представлены этапы развития авиации Перу.  У входа нас встретили сотрудники музея и без лишних слов, не принимая возражений, решительно взяли в оборот. Симпатичная девушка - гид блистательно провела экскурсию на испанском языке. Она была по-военному строга (расположенный на базе ВВС Лас-Пальма музей относится к министерству обороны), следила, чтобы наша группа присутствовала в полном составе, говорила четко, жестикулировала в меру. В результате все всё поняли. 

Три столь содержательных музея в один день  это более чем достаточно. И забив на исторический центр, мы принимаем решение двигаться в сторону дома.   А там нас ожидал еще один прекрасный сюрприз от Жукова - относительно недавно раскопанная пирамида в центре Miraflores. Ну не Египет, не Мексика, но всё равно воздействует. Пирамида она и есть пирамида. Эта представляет собой небольшой земляной холм, обнесенный кладкой из глиняных кирпичей, со ступенями, выступами и площадками. Там даже нашли пару мумий. Территория небольшая, компактная, с выделенными вольерами под зоопарк и огород, в которых обитают зверики  и растения, существовавшие в те стародавние времена, среди растений запомнился Кактус San Pedro. Пирамида довольно рано закрывалась. Под руководством гида, (на этот раз нам достался англоговорящий), мы обежали её в хорошем темпе.  На этой веселой ноте завершаем рабочий день.  Завтра двигаемся на юг.

Лима

День второй. Паракас.

На языке кечуа паракас означает "штормовой ветер», этот небольшой пустынный полуостров, выдвинувшийся далеко в океан, действительно часто продувается сильными ветрами.  Представляет собой одну заповедную территорию, включающую зоны пустыни и океана.  Дорога из Лимы занимает не более четырех часов по хорошо мне знакомой Pan American Highway. Закидываем вещи в отель и отправляемся в Исторический музей Паракаса.  В двадцатых годах прошлого века на этой территории перуанскими археологами были обнаружены массовые захоронения древних людей с длинными вытянутыми черепами. Несколько сотен этаких черепов со следами необъяснимой трепанации выставлены в экспозиции музея.  Так же представлены инсталляции погребальных фардо. Фардо это весьма сложные конические сооружения из множественных слоев ткани, в которых как в коконе находится сидящая мумия в окружении сопутствующих предметов. Я начинаю понимать какие невероятные таинственные явления открываются сейчас моему взору. Непостижимо. 

Далее пустыня, настоящая, огромная, песчаная.  Там тоже подобие пирамиды, не в классическом виде, но всё же. Ступенчатые постройки, очертания комнат - отдельных помещений, алтарь. Пока группа бродила по пустынной равнине, я поднялась на самый верх, села в углубление, напоминающее то ли трон, то ли место жертвоприношений, и попыталась прочувствовать энергию места. Кажется, не получилось, просто чуть не уснула.  Возвращаемся в Паракас. Ужин в милом ресторанчике на набережной и спать. Завтра большая радость - путешествие на катере к архипелагу Ballestas

Паракас

День третий. Паракас, Ика, Наска

Приятная деталька - завтрак на крыше отеля, прекрасная панорама океана. 
Капелька огорчения -  большая радость временно отменяется: штормовое предупреждение, порт закрыт, для всех нелетная (неплавательная) погода. С часок погуляли по набережной, убедились в тщетности надежд на выход в океан и двинулись дальше.  Тем временем Андрей договорился с владельцами катера о переносе прогулки на день нашего возвращения из Наска.  Поскольку образовалось лишнее время, по дороге заезжаем в чудесное место: оазис Huacachina.  Это реально оазис в пустыне, с довольно большим водоемом, вокруг которого в каре расположились постройки: ресторанчики, магазины, отели, виллы, тут можно погонять по барханам на досках и багги или серьезных квадриках. Пообедали под живую музыку, приятная молодая пара студентов играла красиво, чувственно, с душой.   Некоторые даже покатались по водоему на лодочке. 

Следующая остановка Ика. В музее этого маленького невзрачного городка находится одна из самых потрясающих коллекций камней с загадочными гравированными рисунками. Владелец и собиратель уникальных экспонатов доктор Хавьер Кабрера посвятил свою жизнь разгадке тайн каменных рисунков.  В них, кажется, отражена вся история развития цивилизации: соседствующий с человеком одомашненный динозавр, австралийский кенгуру, существа неземной природы, комета, карта, технические устройства и медицинские процедуры, и эротика, куда ж без нее.  Помещение музея крохотное, экспозиция тоже, большинство чудес находится в запасниках. Слушали интересную лекцию на английском, разглядывали рисунки. Понять умом это, как и многое другое на этой земле невозможно. Надо вслушиваться в себя, вслушиваться в камни и входить в резонанс с этими таинственными предметами, стенами, местами. 

Вечером прибывает в Наско. Эта название было знакомо: засушливое плато и знаменитые линии. На этот раз не просто отель, а лодж с большим красивым садом. На завтра еще одно увлекательное приключение: облет плато на небольшом самолете. Полеты запланированы на два дня, завтра группа летит в полном составе, а на следующий день будет лишь два свободных места. Я, конечно, претендую на одно из них.
 
камни Ики

День четвертый. Наска
 
Относительно ранний подъем, невразумительный завтрак и с еще более странным обслуживанием. Ну что ж, мы здесь три дня, будем воспитывать персонал.  Аэродром Наска совсем близко от города, маленький, почти бутафорский, напоминает скорее автостанцию провинциального города. На поле много самолетов разного формата. Наш на двенадцать человек, наверное, самый большой. Это исключительно туристический аэродром для экскурсионных полетов над плато. Но внутри все по-настоящему, на экранах документальный фильм о раскопках, сотрудники серьезны, выписывают билеты, дают заполнить и подписать какие-то бумаги, приглашают пройти на весы, всё по паспортам.  Ты был взвешен, измерен и признан вполне себе... Поднимаемся на борт, рассаживаемся, каждый у своего иллюминатора. Пилот объясняет структуру полета: к изображениям будем подлетать дважды с левого и правого борта.  Очень грамотно. Взлетаем. Вот оно, счастье!  Тихонько набираем высоту, ну весьма условную, конечно. Я прильнула к окну, сейчас все увижу своими собственными глазами. Ой, что-то не так. Хм-м-м, что такое? Я же летаю каждые две-три недели! В моем багаже вертушки и кукурузники. И вообще я гоняю на болиде и катаюсь на волне!!!! О Боже! Черт! Неееееет! Остановите самолет, я сойду!.. Всему приходит конец, закончились и эти сорок пять минут.  Одно место на завтрашний рейс свободно.  

Постепенно приходя в сознание, погружаемся в автобус и вперед, пустыня снова ждет нас.  А дальше всё страньше и страньше, куда уж там кроличьей норе.   Древний некрополь Chauchilla в окружении невысокого горного массива. Из чудес: необъяснимым образом, находящийся на вершинах гор абсолютно белый как снег песок. Как он туда попал? Каким ветром надуло? На обширной территории в глубине пустыни в примерно десяти километрах от современной трассы в двадцатых годах прошлого столетия были обнаружены массовые захоронения. Долгие десятилетия зона никак не охранялись, велись стихийные раскопки и не только археологами. Лишь двадцать лет назад территория была объявлена историческим памятником и взята под охрану государством. Сейчас уже невозможно представить, как выглядели захоронения, увиденные первооткрывателями. Место культивировано и облагорожено. В настоящее время в открытом доступе около десяти могил, представляющих собой помещения с каменными стенами и перегородками. В них расположились прекрасно сохранившиеся мумии сидящих мужчин, женщин и детей, закутанных в ткани. Много утвари и различных предметов непонятного назначения. Вряд ли они были найдены именно так. Ощущение постановки, создания авансцены. Но всё же это реальные могилы, очень просторные, напоминающие скорее комнаты. Кто эти люди? Где они жили и как? Почему кладбище сохранилось, а поселение нет? Я попыталась найти информацию в умных книгах, написанных специально обученными людьми. По-моему, они тоже не знают. Начинает плавиться мозг.

Следующий объект изумления, тоже относительно недавно обнаруженный храмовый комплекс Paredones. Руины в средней степени сохранности походили на виденные в кино древние храмы: дом Божества на самом верху, спускающиеся от него вниз широкие ступени, местами переходящие в террасы, по бокам небольшие постройки, внизу отдельно стоящие (так и хочется сказать - административные) здания. И, наверное, не было бы здесь для моего неискушенного в археологии ума ничего экстраординарного, если бы не прозвучали волшебные слова "полигональный кладка". Я мгновенно сделала стойку. Что это такое и почему вас это так удивляет?  И мне открылась первая страница в новой области знаний. Потом в горах мы будем встречать это необъяснимое чудо повсюду, чем больше и разнообразнее были удивительные постройки, чем внимательнее мы их разглядывали, тем больше вопросов возникало, тем непонятнее становилось.

Наш замечательный лодж находился несколько в отдалении от ресторанов, к тому же мы очень устали, было принято решение добиться ужина в отеле.  Если хочешь получить нужный результат, старайся максимально хорошо объяснить поставленную задачу.  Мы старались. Ужин был прекрасным, завтрак заказан. День завершен. 
 
 Пальпа

День пятый   ...to be continued
 
На следующее утро ни свет, ни заря четверо смелых отправились в полет.  А остальные впервые с начала экспедиции смогли выспаться и после почти правильного завтрака разошлись по территории и по интересам. Аэропутешественники вернулись, и мы продолжили путь навстречу новым чудесам и загадкам. 

Акведуки - система водоканалов для снабжения водой поселений и орошение полей и огородов. Создана до новой эры, задолго до инков. Поражает своей одновременно сложностью и простотой, да и чертовски красива.  Акведуки, что мы видели, находятся совсем близко от города. Подземные каналы проходят на приличной, порядка двенадцати метров, глубине, направляя горную воду в нужном направлении, а выход источника оригинально оформлен широким спиралевидным спуском.  Таких колодцев очень много и все они сконцентрирована на относительно небольшой площади.  Мы спускались в некоторые, идти было действительно удобно, даже с тяжелыми емкостями. Затариваться не стали, просто умылись свежей холодной водой. Я пить её всё же не рискнула, но кто-то из ребят пробовал. Без последствий. 
Следующая раскопка - храмовый комплекс Cahuachi. Это чудо было обнаружено итальянским археологом Джузеппе Орефичи в 80-годах. Считается что этот огромный церемониальный комплекс был местом паломничества, этакая Мекка или Иерусалим. Причем раскопана весьма незначительная его часть.  Видимо так оно и есть. Кажется, что каждый холм или бугорок это занесенные песком постройки.  Создан комплекс был культурой Наска и географически возвышался над плато с таинственными рисунками и надписями.  Это было бы безумно интересно, но все раскопанные и очищенные объекты обнесены заграждающими веревками и выложенными в линии камнями. Подойти толком никуда нельзя. С учетом того, что добираться туда было очень долго и утомительно, а смотреть особо нечего, думаю, что этот памятник можно безболезненно исключить из обязательной экскурсионной программы. Другое дело полазить там неформально! Но это уже другая песня. 

Возвращаемся в Наска. По дороге останавливаемся около смотровой площадки. Так называемый el Mirador представляет из себя двадцатиметровую вышку с несколькими лестничными пролетами. Около вышки внушительная толпа и на подходе еще пара автобусов. Выстраиваемся в очередь. Подъем оказывается платным. " С какой целью взимается плата за Провал? С целью ремонта Провала. Чтобы не очень проваливался." А дело движется к закату. Как и везде на юге темнеет рано и внезапно. Народ внизу начинает волноваться и слегка шуметь, народ наверху в быстром темпе щелкает камерами, и кто как может спускается вниз. Некоторые очень забавно. Подходит наша очередь. В качестве физкультуры такой подъем, конечно, полезен, а так смотреть не очень интересно. Зато следующая остановка у высокого холма мне понравилась. И обзор шире, и места больше, и холм сам по себе живописный. Посадили солнце, встретили закат. Едем в Наска. Там нас ждет встреча с интересным человеком. В собственном доме он собрал приличную коллекцию керамики, черепов и другой древности. Коллекция имеет статус музея, экспонаты инвентаризованы. А сам он занимается изготовлением керамических предметов, стилизованных под старину. Причем делает это аутентично без гончарного круга с использованием натуральных материалов, минеральных и органических красителей. Продемонстрировал свое мастерство, очень красиво. Изделия продаются. Я купила симпатичную птичку-свистульку в соль-мажоре.  Вот посвистываю теперь. Дома нас ждет прощальный ужин. Ребята молодцы, быстро учатся. Все сделали правильно, вовремя и даже воду для чая накипятили в нужном количестве. Зачет. Завтра возвращаемся в Лиму, но сначала отложенная морская прогулка.
 
Наска

День шестой. Острова Ballestas
 
Ранний подъем, легкий завтрак, погружаемся в автобус. По дороге заезжаем на еще одну площадку. С нее очень отчетливо видны гигантские рисунки на склоне горы напротив. Как создавали эти рисунки, кто и зачем? Необъяснимо. 

В Паракасе все шло по плану, через территорию очень красивого отеля, расположенного прямо у воды, проходим к пирсам. Нас встречает англоязычный гид, облачаемся в спасательные жилеты, приветствуем капитана и вперед. Это моя стихия: волны, ветер, брызги воды в лицо.  Погода прекрасная, вовсю светит солнце, умеренная волна, крики чаек и бесконечная даль океана. Состояние легкого радостного возбуждения, я абсолютно счастлива.  Идем вдоль берега, одна из наших целевых точек - знаменитый Канделябр, рисунок на вертикальном склоне. Проходим мимо него несколько раз. Он довольно большой, но не настолько, чтобы служить каким-либо опознавательным знаком для моряков, его можно увидеть, только подойдя очень близко. Назначение непонятно. 

Острова Ballestas -природный заповедник, царство птиц, морских львов и пингвинов. Скалистые острова почти лишенные растительности, украшены многочисленными гротами, арками и пещерами. Потрясающе красиво на фоне синей поверхности воды и ярко-голубого неба. Подходим близко, но без высадки, и окунаемся в оглушительный птичий гомон и специфический запах.  Это знаменитое гуано, разложившийся помет морских птиц (неплохая статья дохода). Птиц здесь великое множество, сотни тысяч чаек, бакланов, пеликанов, альбатросов, розовых фламинго и маленьких пингвинчиков. На поверхности скал можно увидеть выброшенных из воды крабов и морских звезд. И огромные лежбища морских животных, то ли львов, то ли котиков. Их жизнь четко организована: многочисленные гаремы, возглавляемые альфа-самцом, больнички - родильные дома, ясли. Отдельно обитают молодые самцы, уныло ожидающие удачи, но вообще-то счастье не приходит само, за него надо бороться. Случаются нешуточные сражения за дам, весело играют малыши, лежат на солнце, лениво переговариваясь, мамаши. Смешно сваливаются в воду пингвины. Наблюдать за этим великолепием можно часами. Но экскурсия подходит к концу, катер разворачивается, мы возвращаемся в порт. И снова Pan  American. Встаем на трассу и двигаем без остановок в Лиму. Завтра мы увидим другой мир.
 
Канделябр

День седьмой. Куско.
 
Утренний вылет в Куско. Все идет по накатанной. Подъем, завтрак, автобус с нашим верным надежным всезнающим Ангелом. В аэропорту представители принимающей компании встречают нас прямо у автобуса, организуют проход и сдачу багажа. Молодцы, ничего не скажешь, но на мой взгляд самостоятельного путешественника, забота всё же избыточная, все мы взрослые люди, однако это мое оценочное суждение.  Вполне приличный борт местной авиалинии. Лететь полтора часа: взлет, набор высоты, посадка. Успеваешь лишь выпить стакан сока. Во время полета слышу, как парень медленно, но правильно говорит по-испански, явно не носитель, беседует с женщиной. Через какое-то время переходят на английский, парень говорит в той же манере. Узнаю преподавателя иняза, медленная речь — это профессиональный навык. Так и есть, он из Флориды, приехал преподавать английский, влюбился в страну или её представительницу, выучил испанский и живет в Куско. Знакомимся. Джереми приглашает нашу группу принять участие в бесплатной экскурсии, которую проводит его друг. Заманчиво, но у нас все расписано. В следующий раз. Обмениваемся контактами.  Прилетели. Сели. Высота больше трех тысяч над уровнем моря. Я самоуверенно заявляла, что горняшка мне не страшна, каждый год бываю на Эльбрусе, на высоте около пяти спускаюсь на лыжах. А высота-то высоте рознь. Колбасило так, что мало не показалось. Мы пили коку, жевали коку, только что не...... Ну ладно. В конце концов приобрели в аптеке специальное для таких явлений лекарство, через пару дней отпустило. 

В аэропорту Куско нас встретил очередной представитель туркомпании, много чего рассказывал, давал какие-то инструкции, но мне было уже не до него. Добрались до отеля и рухнули. У всех реакция была разной, но кое-как пришли в себя и отправились-таки гулять, как и было рекомендовано, не спеша.  Мне город понравился сразу, окончательно и бесповоротно. В нем было что-то свое, знакомое, родное, давно забытое и теперь смутно узнаваемое. Это было так здорово, медленное возвращение домой. В последствии это чувство возникало и крепло много раз, это был путь к себе.  Здесь я впервые почувствовала, что значит отключить работу ума, когда перестаёшь думать и анализировать, и просто существуешь в потоке сознания. Сакральность и мистическая сила, сконцентрированные энергии, многослойная реальность, все это витало в воздухе и ощущалось мною физически. Здесь одновременно существует несколько пластов проявленных и тонких миров. Мы видим колониальные дома, строения инков и руины доинского периода. Мы видим современных жителей, живущих своей жизнью и заботами, видим людей в национальных одеждах может для привлечения туристов, а может по велению души. И тут же существуют невидимые давно исчезнувшие испанцы, инки, аймари. И их присутствие так же реально. Жаль, что слова, любые слова лишь в малой степени могут передать состояние души, это не вербализуется.  Ну а по факту в этот день, гуляя по городу, мы зашли в музей, созданный на месте и на руинах храма Солнца. Это популярное туристическое место, где всегда огромное количество людей. К нему вплотную прилегает большой католический храм святого Доминго. В ожидании группы я зашла в храм. Чудесным образом он оказался абсолютно пустым, лишь одна женщина стояла в нише и молилась. Я даже не сразу заметила её. Там было удивительно хорошо и светло, что-то происходило во мне: очищение? просветление? Я чувствовала полное доверие к этому месту, к тем, кто невидимо присутствовали в нем. И это не было католическим храмом, не было храмом Солнца, не было ничем конкретным. И было всем, истинным, божественным, высшим. Уходить не хотелось, такие минуты редки, но что поделаешь.  Музей был полон интересных вещей, опять всплыла тема необычной кладки, архитектуры. Но меня все еще переполняло то состояние, возникшее в соборе, и смутные ощущения, которые я никак не могла понять.  Потом мы вышли на улицу в парковую часть музея, подошли к какому-то необычному камню, непонятно как там оказавшемуся.  Неподалеку от него были ступени, уходящие вниз, под землю, по всему объект напоминал строение малой скульптурной формы а-ля клозет, будучи в этом абсолютно уверены, спускаемся с Андреем вниз и обнаруживаем музей. Компактный, очень симпатичный с интересными, как и везде экспонатами. И вдруг зазвучала музыка. Это было волшебство, она завораживала, проникала в душу, заполняла сознание и сжимала сердце.  Магическая песня Анд. Музыка - большая и необходимая часть моей жизни. Понятно, зачем мы сюда зашли. 

Куско

День восьмой. Куско. Sacsayhuamán
 
Целый день посвящен еще одному загадочному объекту.  За северным пределом города на искусственно выровненной вершине горы раскинулся огромный по площади комплекс Sacsayhuamán. Военная крепость? Религиозный центр? Все та же полигональный кладка, руины сооружений непонятного назначения. И просто очень красивое место, возвышающееся над городом, прекрасный панорамный вид. Гулять здесь можно бесконечно долго, задаваясь вопросами: как? кто? для чего? , или просто наслаждаясь красотой природы. Мы безмятежно провели здесь полдня, пообедали в местном рыбном ресторанчике, куда нас заманил предприимчивый молодой человек Хуан, предварительно всучивший мне диск с видео, фото и музыкой Анд. Все как по заказу, я же хотела музыку. На обратном пути полазили по руинам храма Qenqo. Название на кечуа означает лабиринт. Храм выдолблен в скале, в нем много узких проходов, неожиданных ниш, алтарь для жертвоприношений или стол для медицинских операций. Загадок все больше, ясности никакой. То ли еще будет впереди.

Домой возвращаемся на трех такси. Жуков где-то добывает огромный вкуснейший яблочный пирог домашней выпечки. Коллективное чаепитие и отбой. Похоже, это был самый спокойный день в нашей экспедиции.

Саксайуаман

День девятый.  Вперед навстречу чудесам. 
 
Покидаем Куско налегке, с небольшими рюкзачками, оставив багаж в отеле. Это непременное условие для дальнейшего перемещения в сторону Machu Picchu. Не помню, чем это объясняется, но действительно, так много удобнее.  Не стоит перегружать ни свои чемоданы, ни свою жизнь. Ведь нужно совсем немного: человек, который тебя любит и который тебе дороже всего, место, куда ты всегда можешь вернуться и быть в безопасности, друзья, которые будут с тобой, когда тебе это необходимо, минимум удобных и любимых вещей, счет в банке, кредитная карта и интернет.
 
Автобус везет нас в глубины веков, в мир древних загадок и секретов, постигнув которые, мы могли бы понять настоящее, но духи крепко хранят свои тайны, открываясь лишь избранным. Надо как-то договариваться.

Первая остановка недалеко от Куско. Большая живописная территория в статусе национального парка. Элементы построек, все та же загадочная кладка, великолепные холмы, речка. 

Далее Морай, интересен огромными круглыми террасами, этакие гигантские колодцы, возможно ирригационная система с садами-огородами. К этому моменту мой мозг и организм в целом отказывается что-либо воспринимать. Иду в автобус и засыпаю. Места силы, однако. Срубило моментально. 

Долго едем по серпантину, вокруг красота такая, что перехватывает дыхание. Величественные горы, внизу петляет Urubamba, горная река с порогами и водопадами, поселки, городки, ламы, кондоры. Спускаемся в священную долину Valle Sagradо. Перед нами Pisaq, город и грандиозная древняя крепость. Внизу, куда подъезжают автобусы, находится сам город с жилыми домами. Наверху растянувшаяся по вершинам горной гряды крепость. Стены, руины и более-менее сохранившиеся или реставрированные строения. Их очень много, разнообразных. Где-то наверху обсерватория, но мы туда не доходим, сворачиваем в сторону, там поменьше людей. Непреодолимо детское желание везде полазить, особенно где нельзя. Забираемся на полуразрушенную башню, тактично не замечая предупреждающий таблички. Через пару минут появляются охранники, и издалека начинают свистеть, размахивать руками, что-то кричать, определенно давая понять, что мы в чем-то неправы. Когда не замечать их становится невозможно, спускаемся. " Perdone, no entiendo. Ну ладно, ладно, больше не будем. " Двигаем дальше. И вдруг... Завораживающие звуки флейты, все ближе, громче. Они чаруют, обволакивают. Появляется источник волшебства, вообще-то он торгует этими флейтами и прочими разными штуками. Но играет проникновенно, душой. От его музыки становится очень спокойно и немного грустно, окружающий мир пропадает, только ты и горы, и духи. Мелодия льется так легко, кажется, музыкант едва касается флейты губами, не прикладывая никаких усилий. Можно попробовать? Давай! Но нет, ничего не получается, вообще ничего, натужный сип. Он играет на другой, на третьей, четвертой. Каждая звучит по-своему, и каждая волшебно. Посмеивается над моими стараниями: все получится, только надо поработать. Adiós. Nos vemos. Мимолетная встреча, прикосновение к струнам сердца. 

И снова серпантин, горы, вечные горы, от окружающей красоты (или все ж от перепада высот) кружится голова, а в душе звучит музыка Анд.

В начале Священной долины в верховьях реки Urubamba на отвесной скале возвышается крепость-пирамида Ullantaytampu, непостижимое разумом свидетельство то ли внеземной цивилизации, то ли древних магических сил. А внизу уютно расположился компактный симпатичный городок. Кажется, в нем ничего не менялось со времен инков: крепостные стены, дома, улочки, да и само население. Лишь железная монодорога указывает на присутствие современности. Ullantaytampu - последний бастион на пути к вершине, конечной точке нашего путешествия Machu Picchu. Штурмовать мы его будем завтра. А сейчас традиционно: ужин в милом ресторанчике, вечерний моцион, отель, отбой. 

Морай

День десятый. Ullantaytampu, ожившие легенды.
 
Яркое солнечное утро, синее безоблачное небо, величественные горы. Плавно парящие кондоры! Все узнаваемо, знакомо, déjà vu.   Скорее туда, наверх. Вход, касса, билеты, туристы - все это как-то параллельно, не соприкасаемо существует одновременно.  Я осознаю, что вижу себя обычную, в шортах с рюкзаком, рядом с группой, я слышу свой голос. Как я могу это видеть?  Сейчас уже неважно, я подумаю об этом после. Легкое волнение, смутные ощущения, неясные образы возникают внутри, становятся четче, яснее, плотнее и уже проявляются во вне, их почти можно увидеть. Воздух сгущается, уплотняется, появляются и усиливаются вибрации, слышны звуки, много разных звуков, звенящие, гулкие, раскатистые. Что это: движение воздуха, резонирующего в горах, пение птиц, крики животных или голоса людей. Картинки медленно проступают   проявляются как на фотобумаге, приближаются, фокусируются, надвигаются на меня.  Еще мгновение и та другая реальность поглощает меня, я внутри, я не знаю кто я: мужчина, женщина, ребенок. Картинки оживают, вокруг меня круговорот событий...
 
Выдохнули. Увы. Все действительно было очень близко, совсем рядом, казалось еще чуть-чуть... Грани между мирами очень тонкие, и переходы осуществляются постоянно, чаще всего бессознательно, во сне, иногда, в тонком состоянии измененного сознания это возможно и наяву.  Но не случилось.

Мы поднимались по гигантским лестницам - террасам, ведущим к вершине храмового комплекса, снова и снова поражались этим стенам, загадочной кладке, камням, руинам построек. Идеально подобранные оттесанные гигантские блоки чередуются со стенами из необработанных выложенных кое-как камней.  Бесчисленное множество помещений, арки, проемы, углубления, ступени, узкие тропы, траверсом проложенные в скалах. Опять гипотезы, предположения, версии. Вопросы без ответов. Ведь проникнуть в тайны этого древнего мира можно лишь оказавшись там, внутри той реальности. Иначе никак.

Бродить по этому лабиринту можно бесконечно долго, но как всегда мало времени. Вечером поезд на Aquas Calientes, город, из которого мы поднимемся в Macho Picchu.  Железнодорожная станция, перрон, вагончики - все кажется игрушечным, построенным в голливудских павильонах. Дорога около двух часов, за окнами волшебные пейзажи. Приехали.  Aquas Caliente стоит на реке Урубамба в узкой долине, окаймленной крутыми высоченными горами. Там на высоте в Поднебесье расположен легендарный Ma Pi. Мы отправимся туда рано утром. А пока осматриваемся в городке. Он представляет собой огромную туристическую базу, некий перевалочный лагерь перед восхождением. Только бутафорский. Тысячи туристов на сотню квадратных метров. Отели всех категорий звездности, рестораны, кафешки, магазины, салоны, дискотеки, бары лепятся друг к другу вдоль длинных узких улиц. И собаки, очень много собак. Наш отель тянет на хорошую европейскую четверку с плюсом, хотя классифицируется как трешка. Мы получаем ужин в ресторане и купоны на шот чего-то местного в баре. Все очень красиво, цивилизовано, неожиданно приятно. Все ж иногда ненадолго хочется суперкомфорта. Мне кажется, одна из причин наших скитаний по горам, лесам, болотам, пустыням - это последующая радость возвращения домой: горячая вода, чистая постель, своя милая кухня, любимые книги.  Окунаешься в родной уют, наслаждаешься им.  Встречаешься с друзьями, посещаешь привычные заведения. Как хорошо, я дома! Неделю, месяц, два. И начинаешь испытывать беспокойство, дискомфорт, внутри начинает сигналить лампочка. Все, пора двигать, в дорогу! Ну это, правда, к данной поездке не относится. Несмотря на заявку, это конечно весьма условно можно назвать экспедицией. Ночевки в отелях, кормежка в ресторанах, передвижение на комфортном автобусе, гиды, сервис, отличный тур.  Но все в твоих руках, хочешь экстрима - рюкзак и вперед!
Вечером гуляем, шатаемся по улочкам, общаемся с народом, играем с собаками. 
Все. Завтра ранний подъем. Спать.

Оллантейтамбо 
 
День одиннадцатый. Machu Picchu. 

Рассвет, утренняя дымка, сквозь нее проблески солнца. Горная дорога, серпантин, отвесные скалы в полуметре, двум автобусам не разминуться, для этого сделаны карманы на поворотах. Водитель включает музыку, звучит El Condor  Pasa. Автобус движется быстро и очень плавно, как полет кондора, унося нас наверх. А вокруг, справа и слева горы, покрытые густой зеленью, бесконечные вершины, горные пики и яркое синее небо. Дымка рассеялась и лишь белоснежные кружева облаков парят над нами. Это так прекрасно, к горлу подкатывает комок, увлажняются глаза. 

Machu Picchu это визитная карточка Перу. Самый популярный туристический объект, обязательный к посещению. Ну что поделаешь, толпы туристов, как в переполненном автобусе. Впрочем, и мы среди них. И все те же загадки и чудеса. Как же здорово будет побродить там неспешно и в одиночестве, провести несколько дней, недель, месяцев, пройти дорогой инков, полазить по скалам, вжиться в эти камни, проникнуть в их тайны. Мечты. Мечты. Мечты?

Видимо концентрация большого количества объектов, каждый из которых достоин длительного и тщательного изучения, в столь малом промежутке времени, перенасыщенность событиями и явлениями приглушили остроту восприятия. Сказалась накопившаяся эмоциональная усталость. Я решила, не дожидаясь конца отведенного времени, спуститься вниз. Можно было идти пешком, некоторые энтузиасты так и делали, но у меня был билет, и хотелось еще раз проехать по серпантину, насладиться прекрасными картинами. Обратный путь почему-то не был таким волшебным, пропало таинство рассвета, да и музыки не было. Сказка начинает заканчиваться.  А пленка раскручивается в обратном порядке. Поезд в Ullantaytampu, автобус в Куско, яблочный пирог с кока-чаем в отеле. Отбой.

Мачу-Пикчу 

День двенадцатый. Лима. Прощание.
 
Ранний подъем, аэропорт Куско, не утомительный перелет, аэропорт Лимы, представители турфирмы, автобус с нашим Ангелом, Miraflores, ресторан. После обеда группа разделяется. Часть остается в Miraflores пройтись по магазинам, другая едет в музей золота инков. Я присоединяюсь ко второй. Музей меня не интересует, но магазины привлекают еще меньше. Музей чуть ли не на окраине, ехали довольно долго, и оказалось, что оно того стоило. Музей зачетный. Очень интересные экспонаты: золотые и металлические изделия, опять же черепа, мумии, бытовые и ритуальные предметы, произведения инкского и доинкского искусства. Мне действительно интересно, видимо эти десять дней не прошли даром и проявились какие-то знания или осознание, или сопричастность. 

Снова аэропорт. Группа летит в Мадрид, а я в Амстердам. Прощаемся. Наверное, я очень устала, и чувствую себя неуютно при мысли о длительном ночном перелете. А потом еще десятичасовая стыковка, и сегодня поднялись ни свет, ни заря. Двое суток в пути без сна. Обращаюсь к высшим силам, и они меня слышат. Весь полет я безмятежно проспала на пустом ряде кресел, потом выяснилось, что пустыми они были не случайно, а оставлены специально для отдыха заплативших за удобство пассажиров. Почему мне позволили там расположиться?

Поскольку трансатлантический перелет прошел исключительно комфортно благодаря домашней магии, я использовала долгую стыковку для прогулки по Амстердаму. Шесть часов пролетели незаметно, я бродила по аккуратным красивым улочкам.  В Starbucks взяла свой любимый пряный чай Латте и посидела в инете. Под звуки уличного саксофониста съела луковый суп в милой кафешке Saloon. И везде общалась с людьми, официантами, посетителями, прохожими, продавцами. Просто минутные разговоры не о чем. Но это так мило, что мы понимаем друг друга.  Перелет Амстердам-Москва просто мгновенье. Прилетела в четыре утра, завалилась спать, справа кошка, слева собака. Я дома!

Рынок Лимы

Автор: Елена Пак