Неандертальцы - наши предки. Андрей Буровский
Новые данные о жизни первобытных людей. Правда ли, что современный человек - потомок кроманьонца?
Неандертальцы - один из самых загадочных типов первобытных людей. Традиционная наука поспешила записать их в полуобезьян, тупых и неуклюжих уродов. Но согласно новейшим данным археологии они были более развиты, чем первые кроманьонцы. У них был развитый социум, сложная совместная охота и начатки искусства. Они были не чёрные и заросшие шерстью, а светловолосые, голубоглазые и с нормальным оволосенением. Объём мозна у них был больше, чем у нас с вами. Они пользовались огнём. Кандидат исторических наук, археолог и писатель Андрей Буровский делится малоизвестными подробностями быта древних людей. Почему же неандертальцы всё-таки проиграли конкуренцию слабым кроманьонцам?
Андрей Буровский: Ну, давайте так, разберемся, отличная версия еще 19 века, здесь жили неандертальцы, были очень дикие, вторгаются кроманьонцы, рослые, цивилизованные, у них есть искусство, у них есть родовая община, они очень быстро то ли съедают бедных неандертальцев, такое окончательное решение неандертальского вопроса, то ли просто вытесняют в необитаемые какие-то пространства, там вымирают, то есть быстро с ними кончают. Потом стали находить неандертальские погребения, ну, 20 тысяч лет, 18 тысяч лет, то есть как же так? А они и живут благополучно. Потом выясняется, что некоторые культуры на Переднем Востоке, в Восточной Европе, они начинаются с неандертальцев, продолжаются сапиенсами, как быть? То есть как факт, да? И последнюю точку в этих представлениях поставила шифровка ДНК человека, причем, сначала расшифровали более простую митохондриальную ДНК, и выяснилось, что, как бы, неандертальцы не являются предками современного европейского человечества. Или, скажем так, по мужской линии не являются, а по женской, может быть, и являются, кто его знает, не понятно. А когда стали расшифровывать, начали расшифровывать ДНК ядерную, ну, по официальной версии последней, 4% генов с индоевропейцев уже и на неандертальских, можно сказать. Ну, а те, кто говорят о тенденциях, говорят, ну, минимум, 25%, а, может, больше.
Причем, как будь-то назло современным европейцам, они зазнавались. Ну, как будь-то, мы оказываемся потомками гастарбайтеров каменного века, то есть, ну, потомки тех местных женщин из Африки, маленьких, темнокожих, примитивных, вот типа современных койсанских, койсанская раса на юге Африки, тело бушменов. Такие, совершенно непохожие на европейцев современных, если разобраться, на кроманьонца. Вот кроманьонец почти тождественен современному европейцу, а первопоселенцы Европы не тождественны, это другие сапиенсы. Это другие сапиенсы, маленькие, веддоидного такого, негроидного, не негроидного, типа пигмеев и бушменов, они скрещивались с неандертальскими мужчинами, и вот их потомки дали великолепный расовый тип, который мы зовем «европейцами». То есть все-таки потомки, неандертальцы, такие, незаконные потомки, так, по боковой линии, получается. Возможно, что мы вызывали бы отвращение неандертальцев, как такие, потомки такого незаконного несерьезного скрещивания. Надо же понимать, часть неандертальских юношей пробило на с такими примитивными людьми, такими грубыми.
Ну, представьте, что в современной России, допустим, потомки русских мужчин таджичек, они стали бы обладателями потрясающих качеств, каких-то замечательных. Я с ужасом думаю, что такое появится. И нас в одну калитку к неандертальцам вынесут соответственно. А с ними так и получилось. Вот очень предварительно, конечно, потому что о неандертальцах можно говорить долго, понимаете, неандертальцы, вот, которым примерно 250-300 тысяч лет, грубо говоря, да, они задолго до сапиенс, до кроманьонцев, они стали создавать основу того, что называют цивилизацией. Те же погребения, погребальный обряд, у кого? Вот опять же, к вопросу этих белобрысых неандертальцев, которые были рыжие и голубоглазые, вот не надо их представлять себе в виде таких современных индийцев, как бы, и так далее, не было ничего этого. Неандерталец был человеком нордической расы, только другой, чем кроманьонцы, чем европеоиды северные, потому что форма человека
Комментарий: Там, низкий лоб, там костяк.
Андрей Буровский: А объем мозга у них Вы не помните?
Комментарий: Объем мозга современного человека.
Андрей Буровский: Объем современного человека, совершенно верно. А лоб был выбегающий, ну, и что? У них вообще был более массивный костяк, неандерталец по-другому двигался, он двигался похуже, более неуклюже, чем мы, но сила была колоссальная. А ему не нужно было бегать далеко, он жил в мире, где целые животные, настолько населенное зверьми пространство, что не нужно было очень подвижным. Он двигался медленно, с валка, в руке у него большой палец не противостоял остальной руке, он сгребал. Это была сила клешней, вместо того, чтобы подумать, что он захватил в эту самую ручищу, руки были очень длинные и свисали ниже колена, это колоссальная рука, раза в 4 больше моей, наверное. Он просто сгребал, как клешнями.
У него была колоссальная сила захвата и удара, это было все равно очень мощное существо. Потому что были маленькие, они были метр шестьдесят – метр шестьдесят пять по мужчине, женский рост был метр пятьдесят шесть, если я не ошибаюсь, средний, они были маленькие. Это были очень мощные люди, очень такие типичные северяне, маленькие, плотные, быстро набиравшие вес, похоже. Вот, к старости болели артритом, всевозможными заболеваниями, просто были очень неуклюжи, медленно передвигались, да, но сказать, что у них был более мелкий мозг, имея в виду, менее развитый мозг, как не пытались по эндокранам мозга доказать, что они были, скажем, менее социальные, а не получается. Хотя такая версия выдвигалась, что просто за счет меньшего развития лобных долей, они были менее социальными и меньше были способны к абстрактному мышлению, ну, не получается как-то вот.
Более того, если брать сапиенсов, которые появились, ну, 108-190 тысяч лет назад в Африке, то сравнивать тогдашних сапиенсов с неандертальцами, ну, они проигрывают явно, неандертальцы более разумные, более крупный мозг, вот, они социальнее опять же, у них были устойчивые, видимо, объединения были. Не говоря о том, что была специализированная охота, были начатки искусства, были какие-то непонятные знаковые формы знакового поведения, причем, даже не только у неандертальцев, а у гиленбальского человека. Примерно 400 тысяч лет назад, то есть еще, тоже везде белобрысеньких, в Торральба убили южного слона, причем больше современного африканца, огромный был слон, тон на 10 прямым навесом, разрезали наполовину и половину туши переместили, перенесли полностью. И голову эмитировали из глины и сделали какие-то интересные выкладки из костей животных, и в Амброи, в пещере Амброны или в Торральбе тоже сделали какие-то непонятные выкладки из костей.
То есть это знаковое поведение, которое 400 тысяч лет назад. Это не намного позднее, чем печать Джуку под Пекином, то есть первобытные люди тогда жрали сырое мясо и хорошо знали огонь, и хорошо знали каменные орудья. Вот по последним данным, не понятно, знали ли неоантропы каменные орудья и огонь, потому что было время, говорили, что на протяжении тысячелетий горел костер в печи , там якобы мощность залы и пепла 8 метров, да? И что значит, 8 тысяч лет горел огонь? Почему такая точность? Вот 8 метров на пластовании и 8 тысяч лет, вопросы не ко мне. Я ответить на эти вопросы не в состоянии. Но сейчас стали изучать то, что осталось, получается интересная вещь, просто же мышки летучие, они, грубо говоря, какали, понимаете, и вот накаканное мышками, оно очень похоже на угольки и золу. Похоже, что костра не было у синантропов. А каменные орудья, которые в пещере есть, мы ведь не знаем, кто, собственно, их делал, синантроп или другой человек, другого человеческого обличия.
Потому что синантропов найдены останки в тех же кучах кухонных, что и кости остальных животных. Это такая здоровенная обезьянище там жила, в той пещере, даже без огня, их ловили и пожирали. Причем, пожирая часть, видно, погрызы человека, ну, по размерам этих погрызов, а местами гигантской гиены. Когда писали о том, декапитировали, ну, голову отрезали, грубо говоря, по теменному отверстию, чтобы достать мозг, так похоже гиена грызла. То есть трупики просто бросали, или гиена сжирала кого-то и отгрызла, соответственно, голову. Вот, а мозг, возможно, никто не извлекал, может, он там и сгнил спокойно, не знаю.
А одновременно, это уже точно установленный факт, в Амброне и в Торенго знаковое поведение. Вот Вам Европа и вот Вам Китай, а это 400 тысяч лет назад, это не времена арийского расселения, это отдаленные предки неандертальцев еще. Вот, а мы и по неандертальцам потомки этих гиленбальских людей, если уж на то пошло. К этому можно относиться как угодно, можно с безразличием, можно восторженно, там, как угодно, это факт. Мы оттуда. И когда говорят о крови и почве, ну, да, кровь этих людей, вечномерзлая почва, куда отдаются поступь гигантов, и ледниковый период, бизонов или мамонтов. Мы братья по этой почве, по этой крови, то есть дальше, пожалуйста, выводы можно делать, можно не делать, как больше нравится, ребята. Но это так.