Невероятные звуковые эффекты Гипогея Хал-Сафлиени на Мальте
Невероятные звуковые эффекты Гипогея (подземелья) Хал-Сафлиени на Мальте
Гипогей Хал-Сафлиени на Мальте является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, который, как полагают, представляет собой самый древний доисторический подземный храм в мире. Многое в этом подземелье окутано мраком тайны, от найденных удлиненных черепов до историй о паранормальных явлениях. Но характеристикой, которая неизменно привлекает экспертов со всего мира, являются уникальные акустические свойства подземных палат Гипогея.
Гипогей Хал-Сафлиени является доисторическим культурным достоянием исключительной ценности, возраст которого примерно равен 5 000 лет, и единственным известным примером подземного сооружения эпохи бронзы. «Лабиринт», как его часто называют, состоит из серии эллиптических комнат и альвеол различной степени важности, расположенных на трех уровнях, попасть в которые можно по нескольким коридорам. Главные палаты выделяются своими куполообразными сводами и продуманной системой ложных ниш, вдохновленными устройством дверных и оконных проемов наземных сооружений того времени.
Хотя это доподлинно неизвестно, но считается, что Гипогей изначально использовался в качестве святилища, возможно, для оракула. Именно по этой причине уникальная комната, вырубленная из твердого известняка и демонстрирующая невероятные акустические свойства, была названа «Палатой Оракула». По мнению Уильяма Артура Гриффитса, автора книги «Мальта и ее недавно обнаруженные доисторические храмы», слово, произнесенное в Палате Оракула, «стократно усиливается и становится слышным по всей подземной структуре. Можно себе представить тот эффект, который производили на легковерные души слова оракула, громоподобный звук которых выходил из мистического мрака и наполнял помещения подземелья ужасающей внушительностью».
Рассказывают, что пребывание в Гипогее подобно нахождению внутри гигантского колокола. При звуках определенной высоты, находящийся в подземелье начинает чувствовать вибрацию звука в костях и тканях своего тела столь же отчетливо, насколько он слышит звук ухом. Искусствовед и архитектурный критик из Сарасоты, штат Флорида, Ричард Шторм описал это ощущение: «Поскольку вы начинаете ощущать нечто, что приходит откуда-то извне, и вы не можете определить что это и откуда, то это вас ошеломляет».
Акустические свойства помещений Гипогея уже досконально изучены. Мальтийским композитором Рубеном Зарой и исследовательской группой из Италии было установлено, что звук в Палате Оракула резонирует на частоте 110 Гц, что более-менее точно совпадает с частотами резонанса, определенными для многих других древних помещений по всему миру, в том числе мегалитического сооружения Ньюгрейндж в Ирландии. По словам доктора Роберта Яна из Принстонского университета, определяющими факторами для того, чтобы эхо приобрело подобные свойства при воздействии определенной высоты звука, могут быть размеры помещения или характеристики камня.
Но остается вопрос – было ли это сделано намеренно? Действительно ли Гипогей был предназначен для подобного усиления звука? И если да, то с какой целью? Возможно ли, что разработчики этих пространств знали нечто такое, к вторичному «открытию» чего современные ученые только начали подходить?
По одной из версий, выдвинутых Паоло Дебертолисом и Николо Бисконти из Университетов Триеста и Сиены соответственно, эта комната была спроектирована таким образом, чтобы полученные акустические эффекты воздействовали бы на психику людей, возможно с целью усилить мистические переживания во время ритуалов, причем эта теория получила научное подтверждение. Доктор Ян Кук из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и его коллеги в 2008 году опубликовали результаты эксперимента, в котором на ряде здоровых добровольцев с помощью ЭЭГ исследовалась местная активность головного мозга под воздействием разных резонансных частот. Результаты их исследования показали, что при 110 Гц паттерны активности префронтальной коры резко смещались, приводя к относительному отключению функционирования языкового центра и временному переключению от левостороннего к правостороннему доминированию применительно к эмоциональной сфере. Такое переключение не происходит на других частотах.
Было это преднамеренным или нет, однако люди, которые проводили время в Гипогее, когда там, возможно, происходили ритуальные песнопения, - подвергали себя вибрациям, которые могли оказать влияние на их мысли. В дополнение к стимулированию творческих сторон личности, вероятно, что атмосфера резонансного звука на частоте 110 Гц производила «включение» той области головного мозга, которая, по мнению биологов-бихевиористов, отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение.
Несмотря на обилие исследований, проведенных в отношении акустических свойств Палаты Оракула, вопросов по-прежнему остается столько же, сколько получено ответов. Именно по этой причине Гипогей был выбран ключевым местом для проведения Археоакустической Конференции, состоявшейся между 19 и 22 февраля. В ходе мероприятия, представителями различных научных дисциплин был проведен сложный и беспрецедентный эксперимент. Сверхчувствительные микрофоны были помещены в Палату Оракула в Гипогее, а цифровые записывающие устройства были использованы для регистрации того, как палата реагировала на разные голоса и на звуки простых музыкальных инструментов, которые могли существовать в то время, когда Гипогей использовался по своему прямому назначению (4 000 – 2 500 гг. до н.э.).
Результаты показали, что мужской человеческий голос может вызывать резонанс структуры на двух частотах (114 Гц и 68-70 Гц). Использование рожка и звуковой раковины не создавало никакого резонанса вообще, в то время как фрикционный барабан вызывал низкий резонанс. Интересно, что скрепленный обручами шаманский барабан из натуральной кожи производил сильное возбуждение резонанса гармоническими колебаниями барабана на частоте 114 Гц. Реакция была аналогична той, которая наблюдалась при воздействии мужского голоса, произносящего нараспев «о-о-о». Женский голос такого же эффекта не производил.
И хотя мы вряд ли когда-нибудь будем знать наверняка, что именно происходило в Гипогее Хал-Сафлиени 5 000 лет назад, ученые все ближе подбираются к разгадке некоторых тайн этого невероятного памятника древности.
Автор Эйприл Холлоуэй
http://www.ancient-origins.net
перевод для сайта "Достояние планеты": Сергей Фиров