Северные лабиринты - зашифрованные послания
Могут ли каменные спирали быть проводниками между прошлым и настоящим?
Пожалуй, самыми яркими артефактами исчезнувшей цивилизации на севере Евразии являются на сегодняшний день загадочные каменные лабиринты. Больше всего их находится на Русском Севере, но также немало и в Скандинавии, Дании, Исландии, Эстонии и даже Великобритании. Никто до сих пор не смог ответить на вопросы, кто построил эти лабиринты и для чего они предназначались. Северные народы не претендуют на их авторство. А других народов, согласно официальной версии истории там никогда и не было. Но каменные лабиринты есть, и их слишком много, чтобы это можно было замолчать. В этом фильме рассказана вся история обнаружения и исследования каменных спиралей Севера. Вы узнаете, какие типы спиралей бывают, какие гипотезы выдвигали разные учёные об их назначении и услышите версию путешественника Георгия Сидорова, который лично собирал фольклор северных народов и самостоятельно исследовал лабиринты.
Северная часть нашей планеты традиционно манит к себе ученных и любознательных путешественников, жаждущих разгадать её многочисленные загадки. Одной из таких загадок являются таинственные каменные сооружения многотысячелетней давности, выложенные в форме мистического узора.
Сколько умов билось и бьется над тем, чтобы дать убедительное объяснение появлению и предназначению этих необычных сооружений! Сколько красивых легенд рассказывают о них! Ежегодно тысячи людей со всех концов света приходят к ним и, всматриваясь в таинственный каменный узор, пытаются проникнуть в их тайну.
Каменные лабиринты. Что это? Игра древних строителей или доказательство удивительных знаний тех, кто жил задолго до нас?
На сегодняшний день известно более 500 этих древних загадочных каменных сооружений. Они расположены на территории Скандинавии, Дании, Исландии, Эстонии, единичные в Англии. А на территории Русского Севера только по официальным данным их найдено более 50-ти. Как правило, лабиринты находятся на островах, полуостровах и в устьях рек.
На территории нашей страны лабиринты встречаются на Кольском полуострове, Новой Земле, а также в акватории Белого моря, в местности под названием Беломорье.
В России наибольшую известность получили лабиринты расположенные в следующих местах:
- в Архангельской области на Соловецких островах;
- в Карелии на островах архипелага Кузова и возле села Кереть;
- в Мурманской области, возле города Кандалакша и посёлка Умба;
- в устье реки Поной.
Также, по данным независимых исследователей, подобные сооружения в значительном количестве встречаются и в других регионах России, например в Восточной Сибири.
Основной элемент лабиринта – спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунов. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках может иметь утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.
Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки.
Эти таинственные сооружения могут быть разбросаны поодиночке или образовывать большие группы. Иногда им сопутствуют каменные кучи разной величины, стены из валунов и другие малопонятные сооружения.
На территории России распространены лабиринты разных типов: односпиральные, двуспиральные подковообразной формы, концентрические, а также двуспиральные подковообразные с крестообразным пересечением при входе. Они выложены из крупных и мелких камней в виде особых спиралевидных фигур. Их диаметр обычно составляет от пяти до тридцати метров.
Почти все Северные народы хранят предания и мифы об этих загадочных сооружениях. Так например:
- согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи;
- в горной Норвегии каменные гряды были выложены ледяными великанами - "Йотунами";
- в Швеции считается, что лабиринты отмечали входы в подземные дворцы карликов - Двергов, владевших драгоценными камнями и рудами, изготовлявших волшебные мечи, щиты и копья для героев саг;
- предания финно-угорских народов, в частности, саамов, повествуют о том, что лабиринты строили в честь божеств Лапландии и приписывали их сооружение полумифическим личностям.
Также, косвенное упоминание о каменных лабиринтах есть и в тексте карело-финского поэтического эпоса «Калевала». В нём они описаны как вход в царство мертвых, в которое, следуя указаниям ведающих, можно было попасть и живым.
Как стало заметно, в скандинавских легендах нет достаточно твердой основы для построения гипотез, хотя бы из-за крайней их разноречивости. И очевидно поэтому западные ученые считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или ристалищами для военно-спортивных состязаний.
Но сам характер и места постройки больше указывают на то, что лабиринты имели более серьезное назначение.
С момента начала научного исследования каменных лабиринтов Севера среди ученых нет единого мнения относительно того, кто и зачем построил эти каменные сооружения. До сих пор большинство предположений носят чисто гипотетический характер, основанный на обрывочных данных археологии, геологии и этнографии. Выводы относительно их предназначения можно считать спорными или не до конца обоснованными. Со временем в науке выделилось даже отдельное направление – «лабиринтоведение».
Начало развития русского лабиринтоведения связывают с появлением в российской научной литературе первых сведений о северных лабиринтах.
Так еще в 1844 году географ Карл Бэр указал о наличии лабиринтов на реке Поной. Позже, в 1877 году, эти же лабиринты описал в ходе этнографической экспедиции в отдалённые районы Кольского полуострова российский антрополог Александр Иванович Кельсиев. Большинство тогдашних исследователей воспринимали лабиринты как культурно-религиозные памятники определенных исторических событий.
Первый наиболее полный обзор известных к тому времени лабиринтов произвёл русский археолог Александр Андреевич Спицын. В своей научной статье «О северных лабиринтах» 1904 года, он датировал эти древние сооружения II-I тысячелетием до н.э. А по поводу их предназначения Спицын высказал смелое для своего времени предположение о том, что эти древние сооружения являются каменными свидетельствами древней некогда единой языческой культуры Северных народов.
К слову сказать, каменные лабиринты Русского Севера привлекли к себе пристальное внимание многих знаменитых советских и российских историков, археологов, этнографов XX века. Они высказали свое мнение относительно предназначения загадочных лабиринтов.
Так в 20-х годах прошлого века, советский историк и этнограф Николай Виноградов при изучении Соловецких лабиринтов, учитывая соседство выкладок с погребальными памятниками, пришел к выводу, что каменные сооружения были как-то связаны с культом мертвых.
Видный археолог своего времени, Александр Брюсов, много лет работавший в Беломорье, считал, что лабиринты - это могильные знаки над местами погребений. Однако впоследствии, раскопав на Большом Заяцком острове один из лабиринтов, эту гипотезу археолог окончательно отверг.
Из-за нахождения некоторых лабиринтов в устьях рек, а также, учитывая близость лабиринтов к морю, советский исследователь Нина Гурина считала, что все известные каменные лабиринты на берегах Белого, Баренцева и Балтийского морей являлись рыболовными сооружениями для ловли рыбы или их культовой имитацией. Однако и эта гипотеза легко опровергается, так как большинство лабиринтов находятся на возвышенностях.
Также из-за того, что отдельные участки лабиринта имеют расширение и утолщение, одни ученные придерживаются мнения, что эти каменные сооружения являются своего рода древним календарем. Другие же пошли дальше и рассматривают лабиринты как древнюю обсерваторию для изучения движения небесных объектов и звездного неба.
Автором научной классификации северных каменных лабиринтов стал российский археолог, профессор Анатолий Куратов. Она состоит в разделении лабиринтов на типы согласно их формам:
- кругло-спиральные,
- подковообразные «простые»,
- классическая спираль
- двуспиральные
- концентрически-круговые.
Он же впервые соотнес строителей северных лабиринтов с «культурой арктического неолита». Но каких именно строителей?
Уже упомянутый исследователь Нина Гурина в одной из своих работ предположила, что уже 5 тысячелетий назад территория Кольского полуострова была заселена людьми. Разумно предположить, что именно они были строителями этих загадочных сооружений. Но остаётся открытым главный вопрос - для чего они это делали? В каких целях лабиринты использовались их строителями?
Возможно, раскрыть тайну каменных лабиринтов нам помогут предания северных народов России, сохранивших некоторые отголоски большого древнего знания.
Местное население Поморья и народы Русского Севера издавна различали каменные лабиринты по их структуре. Они выделяли три основных типа: спирали, «вавилоны» и «сурады».
Спираль — один из глубочайших символов Вселенной. Она выступает в качестве общего кода единого мира, который заложен Матерью-природой в фундамент всего живого и неживого. Так согласно взглядам профессора Владимира Волченко, Анатолия Акимова и других российских ученых, основой мироздания являются именно так называемые торсионные («скрученные») поля, допускающие мгновенное распространение любой информации.Это тем более заслуживает внимание, ведь согласно данным независимых исследователей, все северные лабиринты расположены в так называемых геомагнитных зонах.
Примечательно, что все славянские, скандинавские и германские хороводы изображают собой такие вот закрученные спирали и в точности повторяет структуру и форму именно торсионных полей.
Усложнённой версией спирали с более закрученной геометрией является так называемый “вавилон”.
Считается, что название лабиринта - «вавилон» произошло от кельтского «Авалон», легендарного острова, аналога земного рая. На этом священном острове долгое время сохранялся храм Матери-Земли и Неба-Отца. В центре лабиринтов типа “вавилон” всегда расположен квадрат из камней.
Другой тип лабиринта -«сурад» - представляет собой двойной спиралевидный узор, в основание которого заложен каменным круг. По предположению писателя-историка Георгия Сидорова слово «сурад» происходит от слов «сур», что означает Солнце, и «рад» - радоваться. Таким образом, сурады - это места поклонения Солнцу.
Примечательно, что по своей форме “сурад” напоминает человеческий мозг в разрезе. Где чётко видны оба полушария. Это дало основание некоторым исследователям предположить, что “сурад” как-то связан со схемой работы нашего головного мозга, в центре которого, расположена шишковидная железа - один из самых загадочных органов человеческого организма.
Возможно, сурады служили особыми устройствами, своего рода георезонаторами, для пробуждения в человеке определенных свойств сознания.
Можно предположить, что они являются инструментом присоединения сознания человека к информационному полю, где хранятся универсальные знания о мироздании.
Конечно, доказать такую гипотезу в наши дни невозможно - из-за отсутствия приборов, способных измерить нематериальные явления. Но нельзя исключать, что со временем такие приборы могут появиться, и сурады станут для нас своего рода машиной времени, через которую мы установим связь с ушедшими предками. Неслучайно на Русском Севере каменные лабиринты порой соседствуют с дольменами - ещё одним загадочным устройством предположительно магического или психо-физического назначения.
В одной из своих книг Георгий Сидоров описывает посвящение с помощью сурада так:
“Даша взяла из костра пару лучин, обернула их промасленной верёвкой и направилась к следующему костру. Так она благополучно прошла огонь всех четырёх земных стихий и с горящим факелом в руках приблизилась к входу в сурад. В этот момент опять со всех сторон раздался надрывный волчий вой, опять залаяли лисы и хором заухали совы. А к истошным надрывным звукам не то волынок, не то рожков, не то флейт добавились ещё и удары барабанов. От всей этой какофонии невольно начало сжиматься сердце. Даже смелые парни, почувствовав неладное, сбились в кучу, не понимая и не зная, что происходит.
- Иди! – закричал волхв девушке. – Ты должна! Не бойся!
Услышав ободряющий голос Белослава, Даша вошла в сурад, и нервно передвигая ногами, стала двигаться по его извилистой тропинке. Но не прошла девушка и до середины пути, как остановилась и стала опускаться на колени.
– Я ничего не вижу! – закричала она. – Мне очень плохо.
- Беги! – толкнул меня к лабиринту волхв. – Только беги тропою и не вздумай напрямик. Возьмёшь её за руку и доведёшь до креста. И закрой её данной тебе силой.
Следуя приказу ведуна, я бросился догонять Дашу. Но не тут-то было! Моё тело упёрлось во что-то вязкое и невидимое. Я не бежал, а медленно, как в воде, шёл, еле переступая ногами. И с каждым шагом мне становилось всё труднее и труднее. Но вот я, наконец, увидел перед собой стоящую на коленях Дашу. Одной рукой девушка упиралась в землю, другой сжимала горящий факел.
- Молодец, что огонь стихий не бросила! – сказал я ей. – Давай скорее!
Схватив Дашу за руку и, ещё раз обратившись к силе Югана-ики, я потащил её дальше по лабиринту. Увлёкшись такой работой, я не слышал ни воя волков, ни скрипа волынок, ни ударов барабанов. Я волок за собой обессиленное тело Даши и молил Сварога поскорее оказаться у креста. А вот и крест.
- Всё, Даша, ты на месте! Сложи сюда свои лучины и стой, пока они не прогорят. Думай только о том, что всё у тебя получилось, - говорил я ослепшей девушке. – Ещё немного, и всё кончится.
Через несколько минут маленький костёр из лучин прогорел. И вместе с угасанием его пламени, к Даше вернулось зрение”.
По версии Георгия Сидорова, первые сурады были созданы в незапамятные времена на территории священного континента Орианы или Гипербореи. Однако после глобальной катастрофы произошедшей 13 тысяч лет назад климат на этом материке резко похолодал, а сам континент начал уходить под воду. Это вынудило жителей Гипербореи постепенно переселиться на нынешние арктические острова и северные территории Евразии.
В Беломорье каменные лабиринты были воздвигнуты около 5 тысяч лет тому назад. Именно тогда древние жители в большинстве своём покинули арктические архипелаги и окончательно переселились на материк.
Однако на севере Евразии жители Орианы не остановились - и отправились дальше на юг, постепенно расселяясь по всему миру, включая Азию, Африку и обе Америки. И очевидно, что именно таким образом символ лабиринта появился у всех народов мира, стоящих на самых различных ступенях исторического развития. На протяжении всей известной нам человеческой истории символ лабиринта встречается в самых разнообразных формах: орнаментах, рисунках, строениях, магических символах на камнях, и даже в словесных выражениях.
Подводя итог всего сказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что каменные лабиринты Севера создавались нашими предками не для забавы, а для для очень важных ПРАКТИЧЕСКИХ целей. Чтобы доподлинно установить их назначение, нужно двигаться не только путём технических измерений, но и путём наблюдения за воздействием этих строений на сознание людей, изучения эзотерического фольклора северных народов и реконструкции обрядовых практик.
Северные лабиринты ждут своих исследователей.