Logo
Версия для печати

Петроглифы в Чолпон-Ате

JW_SIGP_LABELS_08 001.jpg

Петроглифы в Чолпон-Ате

Петроглифы в Чолпон-Ате

В Чолпон-Ате находится популярный музей под открытым небом, который иногда называют Каменным садом, расположившимся на территории в 42 гектара. Петроглифы расположены между северной, западной и северо-западной окраинами города Чолпон-Ата и южным подножием хребта Кунгей Ала-Тоо, распространяясь зачастую и по склонам отрогов этого хребта. На площади длиной с востока на запад 4 километра и шириной 0,6-2 км лежат десятки тысяч камней (валунов), вынесенных селевыми потоками из горных ущелий хребта Кунгей Ала-Тоо.

В музее представлены доисторические монументальные изображения: кромлех, надгробные памятники, приграничные каменные ограды, а также петроглифы, датируемые 2000 до н.э. – 4 веком н.э. На камнях имеются таблички, на которых написано время ее создания и ее предназначение. Обойти Каменный сад, можно следуя по нескольким маршрутам.

Самый короткий маршрут рассчитан на 20-30 минут. Есть и более долгий маршрут, ведущий в верхнюю часть музея, где посетители смогут тщательно рассмотреть коллекцию каменных бал-балов, изучить сделанные на камне надписи, кромлехи.

Многие из рисунков выполнены в Сака-Скифском стиле: изображения охотников, сцен охоты с участием прирученных снежных леопардов. Один рисунок изображает охотящихся леопардов в движении. Это единственное изображение такого плана в Центральной Азии.

В целом петроглифы Чолпон-Ата датируются в пределах II тысячелетия до нашей эры – VIII в. нашей эры. Однако большая часть относится к периоду VII-III в.в. до н.э. По общему мнению исследователей – это время расцвета скифо-сакского звериного стиля, который получил особо широкое отражение в наскальном изобразительном искусстве.

Большая часть валунов развернута на юго-восток и юго-запад, именно поэтому есть основания связывать их происхождение с проведением религиозных обрядов. Предполагается, что кромлехи служили астрономическим инструментом. Символ Солнца часто сопровождается колесницами, изображенными на скалах вместе с образами людей (охотников) и животных.   Среди образов животных чаще всего встречается образ оленя, причем для Алтая, Семиречья и Южной Сибири более характерен образ Матери-оленихи. Примечательно, что одно из крупных киргизских племен носило название Бугу (Красный Олень). Хотя, не исключено, что киргизы переселились в этот район многим позже после появления рисунков.

С распространением Ислама искусство наскальных рисунков постепенно изжило себя, т.к. наскальные изображения были под запретом. Тем не менее, многие из образов, использованных в петроглифах – изображения рогов, крыльев, лап – до сих пор встречаются в узорах шырдаков (киргизских войлочных ковров) и других изделиях народного ремесла.

У подножья горного хребта Кунгей Ала-Тоо, протянувшегося вдоль северного побережья озера Иссык-Куль, на границе между Кыргызстаном и Казахстаном, была обнаружена другая коллекция петроглифов. Тем не менее, Каменный сад расположен в более доступном месте.

Наскальные рисунки были нанесены металлическими или каменными инструментами, покрашены. В течение нескольких веков под влиянием палящих солнечных лучей петроглифы приобрели черный и коричневые оттенки. Недавние попытки, предпринятые с целью сохранить рисунки, были сдержаны противоречивыми мнениями о том, что химические вещества могут губительно воздействовать на артефакты.

Источники: https://www.rutraveller.ruhttp://www.issykkul.bizhttps://www.tripadvisor.ruhttps://tourister.ru

 

From:
Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. Достояние Планеты © 2014-2017