Logo
Версия для печати

В Белоруссии река обнажила старинный корабль

Обломки бревен лежат на берегу Березины лет тридцать. И только недавно они стали сенсацией. Принятому за мусор судну около двух веков! И его едва не уничтожили.
Торчащие из реки бревна пытались вытащить уже несколько раз.

Судно приняли за мусор и чуть не распилили на дрова
Часть корабля, которую забрали на экспертизу. Длина - около 1,5 метров

Но они настолько вросли в берег, что получилось лишь отломать половину. К счастью, местные СМИ успели привлечь внимание краеведов и ученых до того, как судно распилили на дрова. Лодка построена без единого гвоздя. Схожие по строению суда называли байдаками, они курсировали между Беларусью и Украиной до конца XIX века.

Борисовские краеведы утверждают, что в 1832 году на том же месте, на старой пристани, затонул один из байдаков с грузом. Есть вероятность, что это и есть нынешняя находка. Если сведения подтвердятся, то у лодки скоро будет двухсотлетний юбилей.

Чтобы понять, какой же все-таки возраст у судна, нужна дендрохронологическая экспертиза. За образцом выезжал Андрей ЛИХАЧЕВ, руководитель дайвинг-центра. Он же координирует специализированную группу подводных археологов - совместный проект с Институтом истории НАН.

Байдак из Национального заповедника «Хортица»

- Судить о находке пока рано. То, что это байдак, мы решили на основе каркаса. Но назвать точно тип судна можно будет только после экспертизы. Для определения возраста корабля я взял один из шпангоутов (деталь наружной обшивки). Также нужно проводить исследования под водой. Дайвер отмечает, что белорусские водоемы хранят в себе много сюрпризов.

- Ситуация с подводным историческим наследием Беларуси очень сложная. Фактически это белое пятно истории. Все знают, что здесь проходил путь из варяг в греки, другие водные магистрали. А вот на чем конкретно плавали и кто - непонятно.

Поэтому к таким находкам, как борисовский байдак, следует относиться очень бережно. Возле этого байдака под водой лежит еще один, к счастью, пока нетронутый. У нас есть возможность изучить его в том виде, в котором оставила история.

Что будет с байдаком дальше? Историки разводят руками. Чтобы законсервировать деревянную конструкцию, нужны деньги. Так что пока судно лежит на берегу и сохнет. А потом начнет рассыпаться, как обычная гнилая древесина.

Положительный пример сохранения старых судов есть в Украине. Вынесенный паводком байдак переместили в Национальный заповедник «Хортица» и консервируют. Деньги, правда, нашлись далеко от Десны: запорожские гидроархеологи смогли выиграть грант посольства США в Украине.

За 70 тысяч долларов можно отремонтировать байдак и дюбель-шлюпку. Суммы для белорусской находки пока не называют даже приблизительно.

Новости Мира Археологии

 

Рекомендуем к ознакомлению:

ФРАГМЕНТЫ КОРАБЛЯ, КОТОРЫЙ МОГ ПРИНАДЛЕЖАТЬ ВИКИНГАМ, НАШЛИ ПОД СМОЛЕНСКОМ

АРХЕОЛОГИ ЗАЯВИЛИ ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ОСТАНКОВ ФЛАГМАНСКОГО КОРАБЛЯ КОЛУМБА

 

 

Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16-ти лет. Достояние Планеты © 2014-2022