Вход

Легенды Гардарики (август 2014)

В районе бассейна реки Оки существовало более 2000 древних городищ, большая часть которых до сих пор не исследована.

Экспедиционная группа клуба путешественников "Достояния Планеты" посетила одно из древних поселений в районе Лысой горы и Тереховского городища, расположенного в Рязанской области. Путешественники прошлого называли эти места Гардарикой, или страной множества городов. Сейчас следы городищ можно обнаружить лишь по сохранившимся курганам, остаткам земляных валов и укреплений, да странным причудливо изогнутым стволам деревьев, выросших на местах капищ, которые местные жители величают Пьяным лесом. Какие тайны и легенды скрывает эта земля, что нашли при раскопках курганов, как жили наши предки и куда они ушли из своих городов - предстояло выяснить нашей съёмочной группе.

Группа исследователей «Достояние Планеты» продолжает поиски следов нашего далекого прошлого. Предыдущая экспедиция в Рязанскую область в городище Старая Рязань принесла нам немало открытий. Самым неожиданным оказалось то, что в районе бассейна реки Оки существует более двух тысяч древних городищ. Вероятно, это часть того государства, которое в древности иностранные путешественники называли Гардарикой. Поэтому наша съемочная группа не удержалась от повторной поездки в эти края. 

Первым пунктом экспедиции стало городище близ села Пенягино, место это получило название «Лысая гора». До конца пятидесятых годов прошлого века здесь вообще не было леса, теперь же раскинувшийся сосновый бор поражает формами стволов деревьев, как будь-то, природа своими причудами решила отметить особенную ценность этих мест. Городище начинается с небольших курганов, общее число которых достигает полутора сотен. На всем пути нам не встретилось ни одного раскопанного захоронения. Очевидно, что эти места еще ждут своих исследователей. Неожиданно посреди густого соснового леса наша группа наткнулась на одинокую поляну, на которой ничего не растет кроме мха. Наши экскурсоводы считают, что на этом месте находилось древнее святилище. В подтверждение своих слов они отыскали под мхом следы деревянных столбов, окружавших сакральную зону. Подобно Старой Рязани Пенягинское городище опоясано оборонительным валом. На территории городища расположены курганы и побольше, некоторые достигают шести метров в высоту. Возможно, эти захоронения принадлежали самым знатным жителям города. 

 

Андрей Гаврилов: "В конце семидесятых годов курганов было раскопано приезжими строителями. Вокруг раскопок было множество человеческих костей, обломки стеклянных браслетов, небольшое количество украшений, в том числе решетчатые перстни."

Краеведы датируют это место 13-16 веками. Но это, как всегда, предварительная и слишком осторожная оценка, ведь даже по официальной исторической версии соседние районы были заселены уже в 12-10 веках до новой эры. Надо полагать, что за прошедшее тысячелетие наши предки освоили и заселили эти края. Наверняка при более тщательном изучении Пенягинское городище окажется гораздо старше, чем на первый взгляд. 

Дальше наш путь лежал на берег озера Чудино, где расположен довольно известный памятник раннего железного века Тереховское городище. Раньше озеро Чудино являлось старицей реки Оки и соединяло Оку с обширной системой озер этой местности. Таким образом, Тереховское городище играло роль одновременно крепости и перевалочного пункта на торговом пути.

Андрей Гаврилов: "По преданию на этом месте жил атаман Терех, разбойник, очень жесткий, в вавилонах на своем городке закопал сокровища, их еще в 19 веке приезжали раскапывать, искать немецкие пасторы, то есть прототип Аненербе."

Место это издревле считалось сакральным, о нем ходило много легенд и детских страшных историй. И по сей день сюда приезжают люди для празднования Купалы и других духовных праздников. 

Андрей Гаврилов: "Городище само по себе возникло в первом тысячелетии до нашей эры, основали его первоначально носители тычковой и городецкой культуры в первом тысячелетии нашей эры, здесь жили рязано-окские населенцы. Ко второй половине первого тысячелетия нашей эры городище становится крупным пунктом, вот как раз мы находимся перед валом. Вот это вал верхнего городка."

Сравнительно небольшое по площади Тереховское городище подарило археологам немало замечательных находок, в основном оружие и украшения. Особое место занимает, так называемый рунный камень – это каменная глыба с выбитым на ней человеческим лицом и руническими символами. Нельзя исключать, что данный идол является элементом культуры не железного, а каменного века. Из-за обилия находок Тереховское городище в некоторых статьях называют столичным городом, однако, проанализировав всю полученную информацию, наши исследователи пришли к выводу, что городище выполняло скорее сакральную, чем административную функцию. 

История этой местности уникальная. Ее изначальное население было, по всей видимости, финно-угорским. Это представители культуры рязано-окских могильников, но впоследствии она дважды была завоевана славянами. Сначала в 7 веке новой эры сюда вторглись вятичи и установили свою власть, а затем уже в 10 веке земли эти подчинил себе великий русский правитель князь Святослав Игоревич, обеспечивающий себе надежный тыл перед походом на Хазарию. 

Андрей Гаврилов: "Достаточно легко представить, что вот здесь, как раз примерно по эти деревья, стояли дома, образующие стену, так, с другой стороны было строение. Вероятнее всего, центральная площадка была незастроенной, и по протоки, которая была значительно шире, сюда приходили ладьи, груженые товарами."

Но к какой бы языковой и антропологической группе не принадлежало население этого городца, однозначно можно сказать, что оно всегда было воинственным. Тысячелетия на пролет Тереховская крепость несла военную службу и являлась одним из центров военно-политических событий в рязанских землях. Дело в том, что городище расположено на господствующей высоте, с которой удобно контролировать всю прилегающую территорию. 

Андрей Гаврилов: "Вообще в 16, в 17 веках на картах иностранцев по течению Рязанщины помещалось в основном 3 населенных пункта – это Старая Рязань, Переяславль-Рязанский, так, и Терех."

После возникновения в 16 веке Московского царства, Терехов становится одной из базовой крепостей пограничной засечной черты. В нем постоянно находился отряд, готовый по тревоге выдвинуться на передовую. Говорят, службу тут нес даже сам князь Пожарский. 

Андрей Гаврилов: "Местные предания рассказывают о том, что был курган Добрынин, в нем был похоронен Добрыня Никитич, который погиб в сражении с татарами. Хитростью враги его одолели, и меч мать опустила в Оку. До сих пор по местным воззрениям вот как раз меч Добрыни, древний меч, он должен появляться тогда, когда Руси грозит большая опасность, тогда появляется богатырь, который должен этот меч взять и использовать."

Крепостные валы Тереховского городища молчаливые свидетели непростой, но славной истории нашей земли. Прикоснувшись к истории, мы решили немного погрузиться в непознанное. Дело в том, что эти края помимо следов великой Гардарики славятся своими аномальными явлениями. И, пожалуй, самое знаменитое из них – пьяный лес. Это загадочное место, где все деревья растут, наклоненными в одну сторону, расположено на правом берегу реки между селами Тырново и Дубровка. 

Андрей Гаврилов: Когда-то в глубокой древности, это еще одна легенда, была схватка между колдуньямиТырново и вот Дубровки или лежащего неподалеку отсюда Свинчуса, мол, сошлись колдуньи, спорили, кто из них сильнее, и вот всю свою энергию, все свое умение вложили вот в этот кусок земли. И лес, который посадили в последствии здесь, вот под воздействием этих сил сохранившихся, вот так и согнулся. 

Официальная версия ученых о происхождении таких лесов гласит, что деревья в них растут на смещающихся почвах, и потому деревья наклоняются к земле. Но как при это объяснить, что не во всех пьяных лесах деревья наклонены в одну сторону, кое-где они растут по спирали. Такие леса еще называют танцующими. Выходит, почва в них двигается по кругу, к тому же некоторые из таких лесов расположены на ровных площадках, а не на склонах. Причин для смещения почв там нет никаких, а деревья, тем не менее, сильно наклонены или танцуют. В общем, версия, которая выдвигается практически во всех научных справочниках и статьях не выдерживает даже самой поверхностной критики, а других объяснений этому самому явлению учены дать пока не могут. 

Андрей Гаврилов: "Да, это уникально, да, это интересно, да, это достойно быть заповедником, потому что природа здесь постаралась соорудить что-то такое, что не встречается в других местах."

По непроверенным данным у людей в таких местах часто возникают видения и необычные ощущения, вроде страха, волнения или иллюзий присутствия кого-то еще. Есть мнения, что эти места являются точками связи явного материального мира и миров, которые не фиксируются нашими органами чувств или современными приборами. Нельзя исключать, что в старину были люди, которые умели использовать особенности таких мест. 

Мы не беремся однозначно утверждать, но, возможно, наша древняя родина Гардарика была сильна не только многочисленными крепостями, но и местами силы, которые при умелом обращении могли давать нашим предкам дополнительное преимущество. Нам сегодняшним уже не доступно их знания и умения, но мы хотим попытаться изучить их или восстановить. Как в приключенческих фильмах наши предки оставили нам некоторые знаки, идя по которым мы сможем найти источник древней мудрости. Это вполне реально, ведь несмотря на века христианизации и череду исторических катастроф, выпавших на долю нашего народа, кое-какие сведения о прошлом все-таки сохранились. Клуб путешественников «Достояние Планеты» уже вышел на их поиски.

 

Результат путешествия