Ученые Курчатовского института исследуют древние артефакты
Своё слово в музейном деле теперь говорят ученые Курчатовского института. Они исследуют древние артефакты при помощи уникального оборудования. Так к ученым попали экспонаты из Государственного исторического музея, работы помог провести Российский научный фонд.
Курчатовский институт, а некогда сверхсекретная лаборатория № 2, задумывался для создания советской атомной бомбы, обеспечившей военный паритет между Советским Союзом и США. Сегодня этот научно-исследовательский центр, один из крупнейших в мире, решает фундаментальные и прикладные задачи во многих областях: физике, медицине, биологии. С недавних пор появился еще один необычный для физиков-ядерщиков объект исследований ‒ предметы культуры из ведущих российских музеев.
«Мы в Курчатовском институте очень серьезно развили это направление ‒ применение естественно-научных методов для исследования предметов культурного наследия. Причем мы используем такие методы, которых у музейных работников или у археологов в наличии нет», ‒ рассказал помощник президента НИЦ «Курчатовский институт» Павел Кашкаров.
Исторический музей попросил ученых разобраться с необычной археологической находкой ‒ это фрагменты воинского обмундирования, которые, вероятно, принадлежали викингу, жившему в X веке. Шлем и ритоны для поминальной тризны сохранились более-менее, а все остальное спеклось на погребальном костре.
Изучив древние артефакты с помощью мегаустановки ‒ синхротрона размером с футбольное поле, ученые сделали сенсационное открытие. На одном из предметов под слоем многовековой ржавчины обнаружился удивительный орнамент.
«Орнамент, который прочитался, ‒ это классический скандинавский орнамент поздней эпохи викингов, он называется еллинг (разновидность звериной орнаментики). Это позволило понять статус погребенного, который, конечно, относился к высшему эшелону древнерусской элиты», ‒ объяснила зав. сектором отдела археологических памятников Государственного исторического музея Вероника Мурашева.
Институт археологии Российской академии наук ‒ еще один пример участия Курчатовского института в исследованиях предметов культуры. Кресты-энколпионы, которым без малого тысяча лет, были обнаружены при раскопках в Суздальском ополье.
Внутри таких крестов обычно помещались реликвии: остатки Честного Древа, за которым паломники ходили в Святую Землю, или частицы мощей святых. Нейтронная томография позволила увидеть, что внутри крестов, не открывая их. В некоторых были обнаружены волокна растений, в других ‒ фрагменты дерева.
«Сейчас мы пытаемся определить породу дерева. Далее попытаемся определить возраст этой реликвии и, возможно, методы изотопного анализа позволят определить ‒ происходит она с территории Руси или это южная реликвия, которая к нам попала из Средиземноморья, Палестины. Это частные сюжеты, но они интересны для понимания религиозной практики ‒ это все-таки XI ‒ XII века, отдаленное от нас время», ‒ рассказал директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Приблизиться к тому времени, когда христианство распространялось на Руси, помогают современные технологии. Исследования продолжаются, ученые ждут новых удивительных открытий.
Стиль Еллинг — в 870-1000 гг. в эпоху викингов в Ютландии (Дания).
Вторая разновидность звериной орнаментики эпохи викингов получила название стиля Еллинг, по находкам в резиденции датских конунгов IX-X веков. Название стиля Уллинге происходит по находке серебряной чаши из королевского кургана в Еллинге (Дания). Длительное время он сосуществует с более языческим и простым стилем Борре.
Изображения в стиле Еллинга изящно и точно вписываются в компактную плоскость украшаемой вещи – будь то накладная пластина, венчик серебряной чаши, бордюр фибулы, декоративный обод луки седла. Основу композиции образуют переплетенные фигуры зверей в виде восьмёрки. Их тела переданы длинными узкими линиями, головы изображены в профиль схематически, без лишних деталей, выделена разинутая пасть и огромный глаз. Тело, латы и всё пространство до предела насыщены декоративными элементами из ритмично расположенных шариков ложной зерни, насечками, оттисками штампа, покрывающими сплошь ленту туловища и шеи; извивающимися линейными отростками, идущими от лап; множеством дополнительных линий, оплетающих тела зверей служат вторичным фоном основного изображения.
Стиль Еллинг значительно более аристократичен, и украшен по королевски. Изысканные и эффектные вещи еллингского стиля выполнены с большим художественным вкусом, они часто были украшены позолотой и рассчитаны на богатых людей из окружения конунга.
Характерные особенности стиля Еллинге — изображение головы зверя в профиль, и лентовидные туловища зверей в переплетении фигур.
Частое изображение зверей развернутых спинами друг к другу, и смотрящих в противоположные стороны. Развитие растительной орнаментации, широкое распространение завитков растений.