Археологи: тысячи украшений с палеолитической стоянки Сунгирь никто не носил при жизни
Археолог из МГУ Владислав Житенёв исследовал сделанные из кости украшения, найденные на верхнепалеотической стоянке древнего человека Сунгирь. Благодаря украшениям учёным удалось определить, что погребённые в Сунгири люди жили в одно и то же время. Группа Житенёва выяснила, что многие украшения были изготовлены специально для погребения, тогда как другие носились постоянно. Стиль изготовления украшений подвергался влияниям разных культур Европы и на Русской равнины того времени. Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале EPAUL.
Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и имеет возраст примерно 29–31 тысяч лет. Изучение этого места началось более тридцати лет тому назад. Бывшая стоянка древних охотников включает могилу мужчины 40–50 лет и могилу двух детей 10–14 лет. В раскопках найдено более 80 тысяч разных предметов.
"Украшений и другого погребального инвентаря в детском погребении больше, чем во всех других погребениях верхнего палеолита Евразии", – сообщает автор исследования Владислав Житенёв, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ. Сейчас все предметы хранятся в государственном Владимиро-Суздальском музее–заповеднике.
При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений учёные выяснили, что часть этих предметов явно долго носили. Учёные заметили на них потертости и другие следы износа. Остальные найденные в погребениях украшения сделаны более поспешно: они не такие гладкие и удобные. Видимо, они были сделаны специально для погребения. К таким предметам принадлежит, например, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Хотя поверхность фигурки заполирована, на ней сохранились многочисленные следы изготовления и обработки.
Вопрос, почему в погребении детей оказалось так много предметов, в том числе явно ношеных, до сих пор открыт. Возможно, так люди приносили своеобразную жертву для спасения от какого-то бедствия – болезни или голода. В изготовлении погребальных предметов участвовали не только опытные мастера, но и дети. Например, один из найденных в детском погребении бивневых дисков сделан неаккуратно, неизящно и даже неумело. Скорее всего, его изготовил ребенок.
Украшения – это предмет невербального языка, с помощью которого каждый человек мог понять, друг перед ним или враг, какого он социального статуса и положения. Поэтому изучение украшений помогает лучше понять многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.
Владислав Житенёв установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, жили ли они одновременно с мужчиной. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поскольку он не позволяет получить дату с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод даёт лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.
"При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например, от отца к сыну или от бабушки к внучке", – поясняет Владислав Житенёв. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет.
Украшения из погребений Сунгири сложно отнести к какой-то определённой культурной традиции, они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространённой в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы. С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костёнковских стоянок. Наконец, всё это сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгире костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальской крови.
Итак, по результатам изучения украшений, найденных в Сунгири, было выяснено, что часть из них изготовили специально для погребения, а часть носили; мужчина и дети, скорее всего, жили примерно в одно время; стиль изготовления украшений испытал на себе влияние многих культур, в том числе ориньякской и культур Русской равнины.
Дальнейшие исследования учёный планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него.
Источники: https://www.ridus.ru, https://www.vesti.ru, Фото МГУ.