Бугутский рунический камень
- Бугутский рунический камень (Бугутская надпись) Бугутский рунический камень (Бугутская надпись)
- Бугутский рунический камень (Бугутская надпись) Бугутский рунический камень (Бугутская надпись)
- Бугутский рунический камень (Бугутская надпись) Бугутский рунический камень (Бугутская надпись)
- МУЗЕЙ АРХАНГАЙСКОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ МУЗЕЙ АРХАНГАЙСКОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ
http://dostoyanieplaneti.ru:8080/4897-ugutskij-runicheskij-kamen#sigProId46c1461761
Бугутский рунический камень (Бугутская надпись)
Бугутская надпись — памятник древнетюрского рунического письма VI—VIII вв. Найдена в долине реки Ханиугол, в 10 км от поселения Бугут в Монголии. Хранится в Архангайском музее.
Надпись сделана на согдийском языке. Согдийский вариант рассказывает о событиях первых 30 лет существования Тюркского каганата, содержит богатый лингвистический материал.
В 1956 г. монгольский археолог Ц. Доржсурэн обнаружил к северо- западу от Бугута (Арахангайский аймак) погребальный комплекс древнетюркского времени. На невысокой прямоугольной земляной насыпи (35 х 16 X 0,5 м) был сооружен каменный курган (диаметр 10 м, высота 7 м), к юго-востоку от которого стояла стела из бурого песчаника, а далее, за пределами насыпи, тянулась цепочка балбалов, в которой насчитывалось немногим более 270 камней. Стела была установлена на спине каменной черепахи, которая ко времени раскопок оказалась погруженной в землю. Общая длина стелы — 1,98 м, ширина — 0,7 м, толщина — 0,2 м. Верхняя половина стелы частично обломана. Все четыре грани стелы покрывали надписи. При раскопках были обнаружены основания шести деревянных столбов, поддерживающих над стелой черепичную крышу; серая, слабого обжига, черепица найдена тут же. Раскопки кургана казались малоперспективными ввиду наличия грабительской воронки в его насыпи.
В 1968 г. академик Б. Ринген издал фотографию части нескольких строк надписи на лицевой стороне стелы, причем буквы оказались искаженными ретушью. Сам текст был определен как «уйгурская надпись». В том же году мне удалось ознакомиться со стелой в музее, сделать ее описание и фотографии. По этим фотографиям В. А. Лившиц установил, что курсивная надпись, вырезанная на одной широкой (лицевой) и двух узких (боковых) гранях стелы, — согдийская. В 1969 г. вновь обследована стела Кляшторным С.Г. и вместе с новыми фотографиями изготовил эстампажи надписи. В следующем году стела была обследована В. А. Лившицем'’.
В дальнейшем изложении стела сокращенно обозначается Б (Бугутская), а ее грани соответственно: Б I — левая боковая, Б II — первая широкая (лицевая), Б III — правая боковая, Б IV — вторая широкая.
Согдийская надпись на Б I—II—III начертана по вертикали (сверху вниз), счет строк — слева направо. При таком расположении надписи начало ее нужно, очевидно, искать на Б I. Действительно, на этой грани обнаружено согдийское слово, обозначающее стелу, — так же как сообщение о ее установлении. Вся надпись содержит 29 строк: 5 строк по Б1,19 строк по Б II, 5 строк по Б III. Длина каждой строки около 120 см.
На грани БI строки 1-4 в начальной, поврежденной в результате эрозии части содержали от 10 до 30 букв (15—40 см длины каждой строки). 5-я строка разрушена еще больше, здесь повреждена и середина строки. На грани Б II уцелели части 19 строк. Зона эрозии и многочисленные выбоины захватывают в строках 1-8 около половины текста; в каждой строке уничтожено или повреждено примерно 35-45 букв. В строках 9-19 начало (до 0,5 строки) уничтожено в результате отлома правой верхней части стелы. Зона эрозии в строках 14-19 захватывает середину строк, так что здесь можно различить лишь отдельные буквы. На грани Б III сохранилась вторая половина строк 1-4, начало отломано. В строке 5-й можно различить лишь следы букв. Таким образом, о содержании согдийской надписи на Б I—II—III в настоящее время приходится судить лишь по сравнительно небольшим фрагментам, сохранившим, как правило, лишь заключительные части строк.
Грань Б IV содержит остатки более чем 20 строк санскритской надписи, написанной вертикальным брахми. Акшары этой надписи невелики и вырезаны не очень глубоко. Надпись настолько разрушена, что возможность ее дешифровки вызывает сомнение.
Согдийский текст надписи вырезан опытной рукой. В размерах букв на протяжении всей надписи соблюден определенный ритм: высота знаков около 1,5 см, ширина — от 1 до 2 см. Форма букв согдийского курсива свидетельствует не только о хорошей профессиональной выучке резчика, но и о сравнительно ранней дате надписи.
Бугутская стела заметно отличается от известных до сих пор намогильных памятников, воздвигнутых в честь тюркских и уйгурских каганов и виднейших политических деятелей VIII—IX вв., хотя сам погребальный комплекс, в состав которого входила стела, укладывается, по классификации Б. Я. Владимирцова, в тип «ханских погребений». В частности, как и в других каганских погребальных сооружениях, стела установлена на черепахе, что свидетельствует о принадлежности погребенного к каганскому роду. Между тем на стеле отсутствует родовой знак каганов второй тюркской династии (691-742) — схематическое изображение горного козла.
Барельефное навершие Бугутской стелы сохранилось не полностью, однако ясно, что оно совершенно отлично от наверший ранее известных памятников. Барельефы, выполненные на обеих широких гранях стелы, одинаковы по сюжету и технике исполнения, более того, была сделана попытка (впрочем, незавершенная) соединить барельефы на боковых гранях и таким образом превратить их в единое скульптурное изображение. Главная часть навершия — изображение волка или волчицы, легендарной праматери рода (племени) Ашина, стилизованное под характерное для китайских императорских надгробий изображение дракона.
Бугутская надпись открывается словами (Б I): «(1) Эту стелу установили тюркские цари из племени Ашина...» В дальнейшем повествовании, наполовину разрушенном эрозией, упоминаются имена тюркских государей — Буман-кагана, Муган-кагана, Таспар-кагана и Нивар-кагана. Судя по контексту надписи, стела установлена в честь Таспар-кагана, умершего в 581 г., его соправителем и наследником Нивар-каганом. В 572-581 гг. он носил титул «малого кагана» и именовался в китайских источниках Эрфу- кэхань, а с восшествием на престол принял тронное имя Ишбара-кагана (Шаболло-кэхань из китайских источников, 581-587).
Источники: https://secrethistory.su; http://www.madenimura.kz; http://kronk.spb.ru;
http://slavyanskievedy.ru; http://e-history.kz/ru; https://www.legendtour.ru;
Похожие материалы (по тегу)
- В Китае найдено 7000-летнее сооружение неизвестного предназначения
- Ошибка Геродота: раскопки позволят переписать историю скифов
- Древняя столица покоится под толщей воронежской земли
- Древнее пирамид и Стоунхенджа: открытие, которое изменило взгляд на историю
- Генетики выяснили, кто покоится в европейских мегалитических гробницах каменного века