Вход

Аркона (Яромарсбург)

Аркона (Яромарсбург)

Аркона - город и религиозный центр балтийского славянского племени руян. Город Аркона существовал до XII века и располагался на одноимённом мысу острова Рюген (Германия).

Географически город Аркона располагается на одноименном мысе (Аркона), на острове Рюген, в его северной части. Эта территория с древнейших времен контролировалась славянским племенем Руян, которых также называли Полабскими славянами. Археологически раскопки говорят о том, что в районе мыса Аркона располагалось порядка 14 поселений.

Дата основания города не известна, но из средневековых европейских хроник (в частности – из работы «Деяния данов» Саксона Грамматика) мы знаем, что город был разрушен датчанами во второй половине XII века, во время правления князя Яромара I. Вслед за этим событием племя Руян, как утверждают современные историки, приняло христианство, что в действительности маловероятно, хотя бы ввиду того, что в других регионах исконная вера славян уступала новой религии большой кровью, а «религиозные войны» на территории Древней Руси велись вплоть до XIV-XV веков.

Уже упомянутый Саксон Грамматик писал о том, что даны разрушили храмовый комплекс Арконы, который фактически представлял собой нечто среднее между городом, храмом и крепостью. По величине Аркона, город славян, превосходил все известные на тот момент города. В центре располагалось святилище Свентовита (Световита), древнеславянского бога, покровителя небесной истины (многие племена, в частности – сами Руяне, почитали его как верховного бога). Святилище предположительно имело порядка 480 метров в длину (с севера на юг) и 270 метров в ширину (с востока на запад).

В процессе археологических раскопок, которые велись в 1921, 1930, а также в период с 1969 по 1971 годы, обнаружено, что отдельные фрагменты храмового комплекса были построены в IX веке, однако, относительно датировки большей части сохранившихся элементов конструкции нет никакой информации. Судя по «Деяниям данов» Саксона Грамматика Аркона к XII веку уже считалась древним городом, это позволяет предположить, что храм-крепость был построен значительно раньше.

Подробное описание храма Световита, который располагался в самом центре Арконы, можно найти в «Деяниях данов», и в рамках данного материала нет смысла пересказывать этот средневековый текст. Важно другое. Это храм, вероятно, представлял собой крупнейшее религиозное сооружение во всей Европе, а его убранству могли позавидовать дворцы самых могучих императоров. Более трех с половиной веков «благородные рыцари», католики и правоверные, пытались захватить Аркону. Ни один «крестовый поход» закончился у стен этого легендарного города. И каждый раз навстречу захватчикам выходили 300 воинов, всего лишь 300 дружинников на белых конях и в ярко-красных плащах. Существует легенда, что их нельзя было сразить, ибо защищал их сам Световит, великий бог предвечной истины. Также легенды гласят, что «триста воинов Арконы» путешествовали по всем славянским землям, защищая святыни от врагов. И везде, где они появлялись, иноземные силы умывались кровью, а в сердцах выживших навсегда поселялся животных страх.

Но, как уже было сказано выше, Аркона все-таки пала. Датский король Вольдемар I послал на захват города 15 000 своих лучших солдат. 300 витязей Арконы погибли в том бою, но из воинов Вольдемара ни один не вернулся домой. Более того, датчане, лишившись львиной доли своих сил, не посмели двинуться дальше, вглубь территорий, подконтрольных племени Руян. Однако, в данном случае речь идет о легенде. Если же обратиться к информации, оставленной нам средневековыми европейскими хронистами, то все в том далеком, 1168 году, сложилось несколько иначе. Под началом Вольдемара I (считая союзные войска Генриха Льва, саксонского герцога) находилось более 30 000 человек. 9 мая 1168 года он высадился на острове Рюген недалеко от города Аркона. Навстречу ему вышли 2500 дружинников, регулярное войско Арконы. Хронисты пишут, что почти все славянские воины пали в первом же бою, но и Вольдемар всего за один день потерял более трети личного состава. В городе остались лишь мирные жители и 200 человек гвардии, служившие непосредственно в храме Световита. Осада Арконы продлилась до 12 июня, и после того, как одна из стен крепости (Аркона практически полностью была деревянной) оказалась подожжена захватчиками, датчанам удалось ворваться в город. Считается, что стену не успели потушить, потому что спустя месяц осады в Арконе закончилась вода.

После того, как город был взят, войска Вольдемара подошли к главному храму, святилищу Свентовита, который защищал главный жрец и 200 витязей. Хронисты пишут, что битва за святилище длилась более двух недель. После взятия Арконы у Вольдемара осталось чуть менее 15 000 солдат, чего оказалось явно недостаточно для дальнейшего продвижения вглубь острова. Тогда датский король предложил Яромару I, руянскому князю, мир.

Сложно сказать, что в этой истории является правдой, а что – чистый вымысел. Насколько легенда о падении города Аркона соотносится с историческими фактами? Сложно сказать, тем более, если вспомнить, что историю всегда пишут победители. Но даже если «победители» честно поведали нам, что менее 3000 славянских воинов сумели «уполовинить» тридцатитысячную армию датчан, то красивая легенда о «трехстах воинах Арконы» выглядит не так уж сказочно, не правда ли?

К сожалению, на данный момент правда нам не известна. Также неизвестно, куда делись все богатства храма. Часть, разумеется, была разграблена, но, к примеру, трехметровый куммир Свентовита, представлявший по легенде высочайшую ценность Арконы (Саксон Грамматик пишет, что он был сотворен из золота, платины и других благородных материалов), бесследно исчез. Есть легенда, по которой датчане попытались вырвать из рук куммира великолепной работы клинок, после чего упали замертво. Впоследствии куммир был попросту сброшен в море, ибо солдаты Вольдемара решили, что «он проклят». Вероятно, клинок Свентовита был сделан из метеоритной стали, на это намекает все тот же Саксон Грамматик.

В действительности, важно то, что память об Арконе, городе славян, жива. Жива и легенда о трехстах непобедимых воинах. А это значит, что древняя культура наших Предков вовсе не обречена, ведь мы помним. Помним, не смотря на то, что «историю пишут победители».

Источники: http://radogost.ruhttps://ru.wikipedia.orghttp://clarino2.narod.ruhttp://komanda-k.ru;

 

 

From:
Другие материалы в этой категории: « Хиршланденский воин (Krieger von Hirschlanden) Рерик (Rerik) »